Темы: Недельная глава, Насо, Дарование Торы, Шавуот, Давид, Рут, Рав Бенцион Зильбер, Моав
ХАГ САМЕАХ!Не забудьте приготовить «эрув тавшилим»!
«Насо» («Определи число»)Шавуот
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана. Вечером в четверг начинается праздник Шавуот, День дарования Торы. В этом году он примыкает к субботе. Не забудьте приготовить эрув тавшилин! По обычаю всю ночь праздника во всех синагогах занимаются изучением Торы. В ходе утренней молитвы читают Книгу Рут и молитву за души умерших родных — «Изкор». За пределами Израиля праздник продолжается два дня. В конце первого дня праздника, до захода солнца, снова зажигают свечи. Книгу Рут и «Изкор» читают во второй день праздника.
По личным причинам
Книга Рут написана пророком Шмуэлем и содержит историю моавитянки Рут, нееврейки, принявшей иудаизм и в браке с евреем Боазом ставшей матерью династии наших царей. Рут — прабабушка царя Давида.
Мы не анализируем здесь, за что Рут удостоилась такой чести, это — отдельная тема. Нас интересует, почему такова была воля Небес, чтобы прабабушкой еврейского царя стала моавитянка. Почему Всевышний выбрал для царской династии в народе Израиля, законы которого очень серьезно относятся к происхождению, именно такую родословную? Этот вопрос связан с другим: почему Книгу Рут читают в Шавуот, День дарования Торы?
Прежде чем ответить на эти вопросы и объяснить связь между ними, которая кажется несколько неожиданной, скажем несколько слов о народе Моава, из которого вышла Рут.
Сказано в Торе: «Не войдет амонитянин и моавитянин в общину
Рут — прямой потомок Балака, царя Моава, того самого, что обратился к Биламу. И она-то стала прабабушкой Давида!
Странно. Во всех случаях, когда у нас есть выбор, мы выбираем вещь, качество которой для нас несомненно. Особенно там, где речь идет о соответствии алахическим законам, так сказать, «кашерности». По еврейским законам, царь должен вести народ по пути Торы. Он должен быть не просто евреем, а праведным евреем. А тут что же? Тем более что с моавитянами запрещено вступать в брак! В Торе прямо так и сказано. Один из персонажей Книги Рут, когда ему предложили жениться на Рут, ответил: «Боюсь, как бы не испортить мое наследие». Так неужели Давид появился на свет в результате нарушения закона Торы?! И этого пожелал сам
Приведу толкование, которое я слышал от отца, рава Ицхака Зильбера, благословенна память праведника, а он, как мне помнится, приводил его от имени рава Элияу-Акивы Рабиновича, редактора одного из первых религиозных журналов «А-пелес», выходившего в позапрошлом веке.
Толкование такое.
Как мы знаем, у горы Синай еврейский народ получил и Письменную, и Устную Тору. Если пользоваться сравнением рава Шимшона-Рефаэля Гирша, Устная и Письменная Тора соотносятся, как лекция и ее краткая запись, конспект. Тому, кто не слышал лекции, трудно понять содержание конспекта. Только глубокое и постоянное изучение Устной Торы позволяет нам делать правильные заключения из Торы Письменной.
Устная Тора — основная сила, духовный стержень еврейского народа. Во все времена знатоки Торы были для евреев наставниками и руководителями. Сотни лет до того, как евреи поставили над собой царя, ими руководили духовные авторитеты, судьи и пророки. Тора предписывает евреям в каждом поколении поступать согласно мнению мудрецов.
Подчиняться мнению мудрецов — серьезное испытание для царя и для людей, принадлежащих к высшим слоям общества. Не все и не всегда соглашались с этим. Так, во времена Второго Храма, во второй половине этого периода, в иудаизме возникло течение саддукеев (цадоким), которые требовали буквального понимания Письменной Торы, без соотнесения ее с Устной Торой, что приводило к серьезным искажениям ее законов. Проистекало это требование, по мнению наших мудрецов, не из «теоретических» религиозных соображений, а из общественно-политических. Недаром течение это просуществовало лишь до захвата Иудеи римлянами. После разрушения Второго Храма мы больше о саддукеях не слышим.
Вернемся к происхождению Давида. Если буквально следовать Письменной Торе, приведенному выше стиху из «Дварим» («Не войдет амонитянин и моавитянин в общину
Таким образом, права Давида и его потомков на трон имеют своей основой авторитет Устной Торы. У них был особый стимул не пренебрегать ею. Потомки Давида были лично заинтересованы в том, чтобы евреи воспринимали единство Устной и Письменной Торы глубоко и серьезно. От этого зависело отношение народа к царской династии. Среди царей дома Давида были люди с разными достоинствами и недостатками. Но от одного прегрешения они были избавлены — от умаления авторитета мудрецов. Поддайся кто-нибудь из них искушению подвергнуть сомнению Устную Тору, он мог бы услышать в ответ: «Прежде сойди с трона…» Так что своеобразное происхождение помогало им выполнять их царские обязанности, которые, как мы уже говорили, заключались в том, чтобы вести еврейский народ по пути Торы.
Таково одно из объяснений, почему волей Небес наш царский дом берет свое начало от моавитянки. И это же объясняет, почему мы читаем Книгу Рут в День дарования Торы. Чтобы хорошо осознать, что Письменная и Устная Тора — это одно целое, что они неразрывны и не могут существовать одна без другой.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Раби Шимон удостоился того, что изучал Тору на равных со своим великим наставником: в Мишне приведено множество дискуссий и законодательных споров между ним и р. Акивой
р. Ури Калюжный
Когда евреи объединяются, они могут потребовать даже у самого раби Шимона бар Йохая спуститься к ним и выполнить их просьбы.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Еврейские притчи»
По материалам журнала «Мир Торы»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Исроэль-Меир Лау
Смысл и обычаи наступающего дня.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тридцать третий день счета Омера
Рав Арье Кацин
Как заслужить прощение? Этот вопрос занимает многих евреев в преддверии Дня Прощения — Йом Кипур. Даже те евреи, которые не знают молитв, считают своим долгом прийти в синагогу хотя бы раз в году в Йом Кипур. Великий смысл Судного Дня заключается в том, что этот день мы учимся прощать. «Того, кто прощает людей, прощают на Небесах», — учит Талмуд.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В книгах написано, что день смерти пророка Моше был траурным, потому что Моше оплакивал свою кончину, убедившись, что ему не дано войти в Святую Землю