Темы: Иерусалим, Толдот Йешурун, Изучение Торы, Рут Сомински, Община
Иерусалимский район Неве-Яаков фактически разделен на два самостоятельных района: собственно Неве-Яаков, мало чем отличающийся от остальных жилых районов города (разве что дешевой стоимостью квартир и соответсвенно достаточно большим процентом русскоязычного населения, ласково именуемых свою вотчину «Неве-яковкой»), и Восточный Неве-Яаков, т. наз. Камениц, полностью населенный религиозными евреями. И вот на стыке двух этих, казалось бы, не совместимых частей района усилиями энтузиаста Исроэля Мана был открыт второй в истории филиал «Толдот Йешурун».
Правда, надо отдать должное, минимальная база существовала здесь и до этого. Еще 4 года назад местные активисты с легкой руки американского деятеля реб Шмуэля Биска еженедельно проводили здесь общую, вечернюю, субботнюю молитву (кабалат шабат), включая небольшой урок-лекцию. Существовал урок и для женщин. А еще задолго до этого в Неве-Яакове в течение десятилетий еженедельно проводил свои уроки сам духовный лидер «Толдот Йешурун», рав Ицхак Зильбер.
Но с приездом Исроэля местная, общинная, еврейская жизнь приобрела второе дыхание. Разросся миньян, переехавший из самого Неве-Яакова в Камениц, которым руководил и продолжает руководить один из наиболее энергичных местных активистов, Александр Медведский. Еженедельно меняются лекторы, готовящие этот короткий, но столь важный субботний урок. Это — и местные преподаватели от «Толдот Йешурун», и заезжие лекторы, и известный в еврейский кругах переводчик Гедалья Спинадель, возглавляющий издательство «Толдот пабликейшн». Появились стабильные еждневные уроки и индивидуальные занятия в парах-хаврутах. Но, увы, по семейным обстоятельствам Исроэль Ман был вынужден оставить это благословенное место, а его заменил не менее деятельный Шалом Каплан.
Шалом Каплан
Свою деятельность Шалом начал с организации молитвы на Йом-Кипур в помещениии школы «Бейт-Яаков». Тогда организаторы ограничились лишь вечерними молитвами — начальной «коль-нидрей» и завершающей «неилой» — с подробнейшими объяснениями всего происходящего. В этом году, воодушевленный прошлогодними успехами, Каплан усиленно занялся рекламой, развесив плакаты по всему Неве-Яакову. Было решено провести все молитвы, а также удалось достать свиток Торы. Йом-Кипур прошел в черезвычайно бодрой и приятной атмосфере. Пришло много новых лиц (всего — около 60 человек), собравшихся на серьезную, неадаптированную молитву этого Святого Дня. И опять же все происходящее и все слова молитвы были объяснены детальнейшим образом, а конечно же, как всегда у евреев, здесь звучали слова Торы. С тех пор увеличилось и количество постоянных посетителей еженедельных уроков местного филиала «Толдот Йешурун», среди которых практически каждый может найти что-то свое, то, что подходит на его личный вкус. Судите сами:
По воскресеньям здесь дает урок по законам субботы видный талмид-хахам (так называют своих мудрецов евреи), ученик ведущего алахического авторитета рава Шайнберга в его знаменитой йешиве «Тора-Ор», реб Натан Эльягуев. По понедельникам здесь проводится уникальный курс «ийун бесугиет шебехулин». Здесь разбираются всевозможные тонкости законов кашрута, рассмартивая их развитие с Устной Торы и до кодекса Шулхан-Аруха. Ведет его бывший преподаватель йешивы Ор-Самеах, а ныне — готовящийся стать раввином Леви Раскин. По вторникам любителей еврейской этики ждет урок самого Шалома Каплана по «Пиркей-Авот». По средам желающие услышать жемчужины еврейского комментария и актуальные замечания по разбору недельной главы, собираются на урок бывшего раввина Новосибирска, интеллигента, человека потрясающей эрудиции — раввина Гершона Бермана.
Даниэль Лихтенштейн
И, наконец, по четвергам Даниэль Лихтенштейн, уже много лет занимающийся в каббалистическом колеле (и соответсвенно один из немногих, кто не только утверждает, что знаком с каббалой, но и действительно глубоко разбирается в еврейской мистике), посвящает свой урок книгам известного еврейского мудреца-мистика, раби Моше-Хаим Луццато (Рамхаль). Все уроки начинаются в 20:15 и завершаются индивидуальными занятиями в хеврутах. Помимо этого в коммерческом центре Неве-Яакова под руководством бухарского раввина Рефаэля Якубова открыта группа для подростков, выходцев из Бухары. Не забывают тут и о наших дорогих женщинах. Только что тут был завершен годичный цикл лекций о гармонии супружеских отношений, прочитанный одной из виднейших русскоязычнх женщин-лекторов,рабанит Ципорой Харитан. Кроме того в доме у уже упоминавшейся семьи Медведских проводятся лекции по Танаху, которые давали (и продолжают давать) рабанит Хая Бен-Шалом, рав и рабанит Левин и рабанит Хана Ратнер.
Прозвучала инициатива организовать ежемесячные женские встречи на новомесячье (рош-ходеш), еще не реализованная полностью. А вот все еврейские праздники здесь дружно встречают всей общиной. Правда стандартная схема: «пришли, поели, пообщались и ушли» всем несколько поднадоела, и вот на ближайшую Хануку Шалом планирует «смену стиля», организовывая концерт автора-исполнителя задушевной еврейской песни на русском языке, Михаэля Гитлина, а также особые мероприятия для женщин и детей.
А кроме того, нельзя не поделиться радостной новостью. Буквально на днях было получено устное обещание Иерусалимского муниципалитета о предоставлении Неве-яковцам земельного участка для строительства русскоязычного центра-синагоги, где будет звучать Голос Торы и молитвы. Было решено строительством этого центра увековечить имя незабвенного, покойного Учителя с большой буквы, реб Боруха Купермана זצ"ל.
статья по теме: «Cын Циона в Неве-Яков»
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Раби Шимон удостоился того, что изучал Тору на равных со своим великим наставником: в Мишне приведено множество дискуссий и законодательных споров между ним и р. Акивой
р. Ури Калюжный
Когда евреи объединяются, они могут потребовать даже у самого раби Шимона бар Йохая спуститься к ним и выполнить их просьбы.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Еврейские притчи»
По материалам журнала «Мир Торы»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Исроэль-Меир Лау
Смысл и обычаи наступающего дня.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тридцать третий день счета Омера
Рав Арье Кацин
Как заслужить прощение? Этот вопрос занимает многих евреев в преддверии Дня Прощения — Йом Кипур. Даже те евреи, которые не знают молитв, считают своим долгом прийти в синагогу хотя бы раз в году в Йом Кипур. Великий смысл Судного Дня заключается в том, что этот день мы учимся прощать. «Того, кто прощает людей, прощают на Небесах», — учит Талмуд.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В книгах написано, что день смерти пророка Моше был траурным, потому что Моше оплакивал свою кончину, убедившись, что ему не дано войти в Святую Землю