Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам журнала «Истоки»

Вторая недельная глава книги Ваикра. Одна из самых трудных и тяжелых глав. Не по изложению материала, а по тематике, поскольку посвящена Храму и жертвоприношениям. Мы живем на исходе 20 века, Храм давно разрушен. Многие говорят: причем здесь жертвоприношения?

Об этом, как будто, знал и Талмуд (между прочим, тоже составлен во времена послехрамовые). По крайней мере, именно в Талмуде мы находим ответ на вопрос, как в наше время надо учить законы приношения жертв. Глава начинается со слов: «Прикажи Аарону и его сыновьям (так обращается Всевышний к пророку Моше): вот закон жертвы ола (всесожжение)». И дальше о каждом виде приношений сказано: «вот закон такой-то жертвы». Словом «закон» мы перевели еврейское слово тора — учение, положение. Но в этом можно увидеть и более высокий смысл. В трактате Менахот читаем: «Сказал Рава: каждому, кто занимается Торой, не нужно приносить жертвы в Храм. Спросил его раби Ицхак: откуда (мы это знаем)? — Из стиха: “вот Тора (такой-то) жертвы”. Каждый, кто учит законы жертвы, как будто приносит саму жертву».

Теперь осталось только узнать, ЗАЧЕМ приносились жертвы. После чего можно смело приступать к выяснению, КАК они приносились, т.е. к учебе. И нам эта учеба будет зачтена, как если бы мы сами принесли эти жертвы. Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что жертвы ИСКУПЛЯЛИ. Т.е. служили для очищения от проступков и грехов. Недаром по-русски здесь употреблено слово того же корня, что и «купить». Сделал плохое дело — исправься и расплатись. Что сделал другому — получи себе. Нанес ущерб — заплати сполна. Таков закон: если в результате твоих неправильных действий кто-то понес урон, восполни его потерю, возьми урон на себя. Ибо если ты не согласишься заплатить по своему же счету, утаишься или откажешься открыто — будет взыскано с тебя Небом по принципу мида кенегед мида, «мера за меру»… А теперь, как говорил великий Илель, «иди и учи Тору».

Нет у нас Храма. Храмовую службу мы заменили молитвами, постами (Йом-Кипуром) и учебой. Талмуд рассказывает (в трактате Мегила) об одном эпизоде, происшедшем в дни Эстер и Мордехая. Царь Ахашверош повелел злодею Аману облачить Мордехая в царские одежды, посадить на царского коня и провести по улицам столицы, восклицая: «Так делают тому, кого царь хочет наградить почетом!». Пришел антисемит Аман к Мордехаю выполнить этот возложенный на него, очень неприятный приказ — и что он видит? Сидит Мордехай с мудрецами и учит Тору. «Чем вы заняты?» — спросил Аман. — «Учим законы приношения жертв», — ответили мудрецы. Аман удивился: «Как?! В такое страшное для вашего народа время вы сидите и спокойно учитесь?» — «Потому и учимся, что обещано нам: тому, кто изучает законы жертвоприношений, учеба засчитывается как приношение жертв. Жертвы отводили от нас опасность — и изучение их законов тоже спасет нас».

Мордехай знал, что в судьбе еврейского народа наступил переломный момент. Но от изучения Торы не отказался. Это евреев и спасло…

Еврейский народ умеет учиться. Вот что пишет знаменитый раби Меир Шапира из Люблина о своем учителе, выдающемся мудреце предыдущего поколения, праведнике раби Шаломе Мордехае Швадроне (сокращенно Мааршам). Когда, будучи стариком, Мааршам тяжело заболел, навестить его приехали многие раввины и ученые. Каждый из посетителей, посидев у кровати больного, выходил в соседнюю комнату, где таким образом собрался весь «цвет» тогдашней еврейской мысли. Не воспользоваться случаем было нельзя — разгорелась жаркая дискуссия. Услышал Мааршам громкие голоса своих гостей и попросил раби Меира, который на правах родственника постоянно находился при нем, чтобы тот срочно выяснил, о чем спорят уважаемые господа ученые. Раби Меир вернулся и сказал, что обсуждается частный вопрос закона, связанного с заповедями недельной главы Цав. «Какой вопрос?» — Раби Меир уточнил. Подумав несколько минут, Мааршам медленно, по словам произнес полный ответ на данный вопрос, а затем добавил, что его можно найти на такой-то странице книги «Дархей Моше», составленной раби Моше Исерлишем (Рама, 16 век). Раби Меир бросился за книгой, и действительно на указанной странице обнаружил полное разъяснение — слово в слово, как только что процитировал учитель. «А теперь прочти, что я написал на полях этой книги». Раби Меир прочитал: «Сегодня с Б-жьей помощью я закончил книгу в сто первый раз». — «Эту запись я сделал много лет назад, — заметил Мааршам. — Когда учишь книги по сто одному разу, — к концу жизни начинаешь кое-что помнить наизусть».

Из тех же воспоминаний раби Меира Шапиры мы знаем о последних часах жизни его учителя. Один человек привез больному старое сладкое вино, «чтобы тот подкрепил свое сердце». Ответил ему Мааршам: «Закон гласит, что, приступая к службе Всевышнего, нельзя пить крепкие напитки. К тому же я занят — готовлюсь к экзамену, который сейчас буду держать при вступлении в Небесную ешиву». Было это совсем недавно, в 1911 году.


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?