Темы: Иштадлут, Недельная глава, Трума, Мишкан, Лень, Рав Бенцион Зильбер
На горе Синай, где Моше находился сорок дней и сорок ночей, Всевышний, помимо прочего, объяснял Моше устройство сборного переносного Храма — Мишкана, чему и посвящена глава.
Для строительства Мишкана евреи должны были принести дары, как сказано в первом стихе главы: «Пусть возьмут Мне приношение».
ЕЩЕ РАЗ О ТОМ, ЧТО ЧЕГО СТОИТ
У темы «Что почем?» много аспектов (см., например, разговор о гл. «Толдот»).
Поговорим об одном из них в связи с вопросом, который задает известный комментатор Торы Ор а-Хаим по поводу стиха: «И вот приношение, какое… брать у них: золото, и серебро, и медь. И синету, и пурпур, и червленицу, и лен, и козью шерсть. И бараньи красненные кожи, и тахашевые кожи, и дерево шитим. Оливковое масло для освещения, пряности для масла помазания и для благовонного курения. Камни ониксовые и камни вставные для эфода и для нагрудника» (Шмот, 25:3-7).
Виды приношений перечислены здесь по нисходящей в зависимости от ценности: серебро дешевле золота, медь дешевле серебра, ткани и кожи дешевле меди, дерево дешевле кож и т.д. Каким же образом драгоценные камни, которым предстояло оказаться на одежде первосвященника, попали в конец списка?
Опираясь на мнение Раши и Ор а-Хаима, мой учитель и наставник рав Хаим Шмулевич, благословенна память праведника, говорил следующее.
В главе «Ваякель» книги «Шмот» рассказывается, как община Израиля приносила эти дары. Князья, главы колен, принесли дары последними. Раши объясняет: главы колен считали, что они восполнят недостающее после того, как вся община принесет то, что пожелает. Община, однако, принесла все необходимое, кроме драгоценных камней и благовоний. И князьям осталось только это, что они и сделали. Из-за того, что главы колен (несиим) медлили, не проявили рвения сразу, в их названии опущена буква ( несиим написано без буквы йуд).
Можно ли упрекать князей за это промедление? Их расчеты кажутся вполне разумными и логичными. Можно, говорил рав Х. Шмулевич. К этим расчетам их привела душевная леность — ситуация, характерная для человека. К расчетам, позволяющим нам выжидать, нас нередко приводят мотивы, которые мы скрываем порой даже от самих себя. Прямая же мысль приводит к прямому действию.
В нашей главе сказано и в главе «Ваякель» многократно повторено, что приношение должно быть «от человека, побужденного сердцем своим» (Шмот, 25:2). Дар ценен, если человек сердцем хочет принести его. В дарах князей этого сердечного порыва недоставало, и потому их дары по своей ценности оказались в конце списка.
Другая линия рассуждений Ор а-Хаима строится на том, что сами эти драгоценные камни достались главам колен без труда. Стих 35:27 главы «Ваякель», сообщающий: «И принесли князья (а-несиим) камни ониксовые и камни вставные для эфода и для нагрудника» — можно прочесть как «И принесли облака (а-несиим)…» Говорит мидраш, что драгоценные камни выпадали вместе с маном для глав колен.
Всевышний высоко оценил дары, в которые люди вложили труд и энергию, и гораздо ниже — дары, не стоившие дарителям усилий. Это, кстати, относится не только к приношениям в Мишкан, но и к самым разным сторонам жизни. Так, например, наши занятия Торой Всевышний оценивает не по результатам, а по вложенным в занятия усилиям, потому что результаты зависят от способностей, от того, что дано (как драгоценности, упавшие с неба), а усилия — от душевных качеств и внутренней работы человека.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Раби Шимон удостоился того, что изучал Тору на равных со своим великим наставником: в Мишне приведено множество дискуссий и законодательных споров между ним и р. Акивой
р. Ури Калюжный
Когда евреи объединяются, они могут потребовать даже у самого раби Шимона бар Йохая спуститься к ним и выполнить их просьбы.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Еврейские притчи»
По материалам журнала «Мир Торы»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Исроэль-Меир Лау
Смысл и обычаи наступающего дня.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тридцать третий день счета Омера
Рав Арье Кацин
Как заслужить прощение? Этот вопрос занимает многих евреев в преддверии Дня Прощения — Йом Кипур. Даже те евреи, которые не знают молитв, считают своим долгом прийти в синагогу хотя бы раз в году в Йом Кипур. Великий смысл Судного Дня заключается в том, что этот день мы учимся прощать. «Того, кто прощает людей, прощают на Небесах», — учит Талмуд.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В книгах написано, что день смерти пророка Моше был траурным, потому что Моше оплакивал свою кончину, убедившись, что ему не дано войти в Святую Землю