Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Бо, Исход из Египта, Магид из Дубно, Притчи, Рассказы
Разъясним слова пророка: «Я, Б-г, в назначенное время ускорю»[1]. Кажется, что речь здесь идет о том, что Всевышний ускорит будущее избавление. Но как это может случиться после того, как Всевышний предостерег нас не спешить, и не приближать его насильно? Кроме того, понятия «в назначенное время» и «ускорю» противоречат друг другу. Мудрецы, да будет благословенна память о них, уже обратили на это внимание и объяснили это противоречие так: «Если удостоятся — избавление будет ускорено, а если нет — придет в назначенное время». Но можно разъяснит это и при помощи притчи.
Притча. Один человек снимал комнату. Однажды он вернулся до обеда, и так как должен был уйти по делам в то время, когда обычно обедали, попросил покормить его раньше. Повариха сказала: «Что я могу сделать? Еда еще не готова!» Но он очень просил, и она накрыла стол и подала ему обед. Еда была невкусной, так как была недоварена, и повариха заметила: «Я ведь сказала тебе, не торопи меня! А ты настаивал, и теперь ешь невкусную еду!» На следующий день повариха сама должна была уйти в обеденное время, и позвала постояльца, чтобы покормить его раньше. В этот раз еда была готовой и вкусной. Он заметил: «Вчера ты мне сказала, что еда, приготовленная в спешке, невкусна. А сегодня ты сама кормишь меня раньше времени, но все же еда оказалась вкусной!» Повариха ответила: «Когда ты подгоняешь меня, это одно дело — ты не знаешь, когда что должно быть готово. Но из-за того, что ты был голоден и хотел получить еду поскорее, хотя она не была готова, она и была несъедобной. Но я могу подавать ее раньше, если вижу, что она уже готова, а кроме того, сегодня мне надо было уйти, а потому я начала готовить раньше». То есть, разница в том, что из-за спешки постояльца, он получил еду, которая не была готова, а спешка поварихи приводит к тому, что она старается, чтобы еда была готова быстрее.
Смысл этой притчи в том, что во время избавления из Египта, евреи спешили поскорее уйти оттуда (из-за многочисленных страданий, испытанных там — прим.), а потому избавление было неполным, так как на самом деле его время еще не пришло. Но будущее избавление приурочено к определенному времени, то есть, тогда, когда евреи очистят себя от малейших пятен, которые накладывает совершенный грех. И возможно, что еврейский народ поспешит очиститься от всех грехов. Тогда и Всевышний ускорит избавление. Ведь все это в Его руках, как сказано: «И дам вам сердце новое, и дух новый вложу в вас…». А в другом месте сказано: «И народ твой, все праведники. Меньший станет тысячей, и младший — народом сильным»[2][3]. Эти слова указывают на то, что еврейский народ станет цельным и духовно чистым, и когда Всевышний, увидит, что народ готов, он немедленно его избавит. Поэтому сказано: «Я, Б-г…» — именно Я могу поспешить и ускорить избавление — «.в назначенное время — ускорю его». В этом и разница между тем, что евреи пытаются ускорить избавление раньше времени (то есть, выполнить определенные условия), и тем, что Всевышний сам решает его ускорить (то есть, сделать так, чтобы необходимые условия произошли).
[1] Йешаяу 60:22
[2] Йехезкель 36:26
[3] Йешаяу 60:21-22
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Раби Шимон удостоился того, что изучал Тору на равных со своим великим наставником: в Мишне приведено множество дискуссий и законодательных споров между ним и р. Акивой
р. Ури Калюжный
Когда евреи объединяются, они могут потребовать даже у самого раби Шимона бар Йохая спуститься к ним и выполнить их просьбы.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Еврейские притчи»
По материалам журнала «Мир Торы»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Исроэль-Меир Лау
Смысл и обычаи наступающего дня.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тридцать третий день счета Омера
Рав Арье Кацин
Как заслужить прощение? Этот вопрос занимает многих евреев в преддверии Дня Прощения — Йом Кипур. Даже те евреи, которые не знают молитв, считают своим долгом прийти в синагогу хотя бы раз в году в Йом Кипур. Великий смысл Судного Дня заключается в том, что этот день мы учимся прощать. «Того, кто прощает людей, прощают на Небесах», — учит Талмуд.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В книгах написано, что день смерти пророка Моше был траурным, потому что Моше оплакивал свою кончину, убедившись, что ему не дано войти в Святую Землю