Из цикла «Знание веры», темы: Б-г, Машиах, Каббала, Рамбан, Геула, Конец дней, Рав Эуд Авицедек
«И обрежет (וּמָל — у-маль) Бог сердце твое — как об этом говорили мудрецы Талмуда: “Стремящемуся очиститься помогают [с Небес]”. Иными словами, Всевышний обещает тебе, что ты вернешься к Нему всем сердцем, и Он поможет тебе.
Из рассказанного в Торе видно, что со времени сотворения мира человек обладал возможностью, следуя своей воле, стать праведником или нечестивцем. И так же было всё время после получения Торы: человек удостаивался заслуг за выбор доброго пути и получал наказание за выбор дурного. Но в эпоху Машиаха выбор доброго пути станет для людей естественным, а их сердца не будут вожделеть недостойного и вообще не будут стремиться к нечистоте. Это и есть упомянутое здесь “обрезание сердца”. Ведь вожделение — это та “оболочка” (ערלה — орла), которую удаляют при “обрезании”, чтобы сердце не было увлекаемо страстями и не вожделело. В те времена люди вернутся к состоянию Первого Человека до его греха, когда он по своей природе делал то, что следует делать, и у него не было желания поступать иначе, как я объяснял в главе “Берешит”.
Об этом же написано у пророка Ирмеи: “Вот, наступят дни, — сказал Б-г, когда Я заключу новый союз с домом Израиля и с домом Йеуды. Не такой союз, какой Я заключил с их отцами…, а такой союз, какой Я заключу с домом Израиля после тех дней, — сказал Б-г, — вложу Я Тору Мою в их нутро, в их сердца впишу Я ее…” (Ирмея 31:30-32). Тогда будет устранено дурное влечение (йецер а-ра), и сердце естественным образом станет приводить человека к верным поступкам. И поэтому там далее написано: “…И буду Я им Б-гом, а они будут Мне народом, и не станет человек учить ближнего своего и брата своего, говоря: “Познайте Б-га”, ибо все они от мала до велика будут знать Меня, сказал Б-г” (там же 31:32-33). Как известно, “побуждения человека злы от юности его”, и необходимо научить его доброму пути. Но в те времена обучать его не будет нужды, ведь дурное влечение совершенно перестанет существовать.
И так же сказано у пророка Йехезкеля: “И дам вам сердце новое и дух новый вложу в вас, и удалю из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце из плоти, …и сделаю, что законам Моим следовать будете и уставы Мои соблюдать, и поступать по ним” (Йехезкель 36:26-27). “Сердце новое” — это намек на иную природу человека, а “дух” — это стремления и желания.
И в том же смысле мудрецы Талмуда толкуют стих: “И придут годы, когда ты скажешь: Нет у меня желаний” (Коэлет 12:1) — это эпоха Машиаха, когда не будет ни заслуг, ни вины. В эпоху Машиаха у людей не будет “желаний”, но они станут по своему естеству совершать верные поступки. Поэтому-то “не будет ни заслуг, ни вины” — ведь заслуга и наказание связаны с желаниями и влечениями». (Рамбан, комм. на Дварим 30:6).
Рамбан устанавливает hалаху по мнению рабби Йоханана, что свобода воли будет отсутствовать в дни Мессии. Он также атакует позицию Рамбама, мы приведем его основные слова:
«Итак, обобщим: все обетования Торы, которые касаются многих людей, как благие обетования, так и обетования беды, все они являются постоянными чудесами и знамениями, потому и говорил о них Творец в Своей Торе, как я поясню…
Поэтому вызывают удивление слова Рамбама, умаляющего роль чудес и укрепляющего законы природы, говоря, что чудеса будут происходить лишь временно, а это знамения, несущие постоянный характер, и сам он признал это, и написал об этом в послании “О воскресении мертвых”, и коли так, зачем говорил он о стихе “и лев, подобно ягненку, станет есть траву” такие слова: “Теперь же, видьте, общины Израиля, можете ли подумать вы, что лев теперь, в наше время — злодей, а в те дни он покается, познает Творца своего и станет избегать брать в пищу плоть растерзанного им зверя?!”
Но вот уже написано в обетованиях: “И устраню Я зверя хищного с земли”. И так учили мы в брайте: рабби Йеуда говорит: “Устранит их из мира”, рабби Шимон говорит: “Устранит в том смыле, что они не будут вредить”. Сказал рабби Шимон: “Когда большая слава Творцу: когда нет вредоносных существ или, когда они есть, но не вредят? Так говорит Писание: “Псалом песни в день Шабата” — когда устраняет (“машбит”) Он вредоносных существ, чтобы они не вредили. И так сказано: “И будет жить волк с овцой”, и еще: “И будет играть дитя у норы змеи” — отсюда учим мы, что будет ребенок израильский протягивать палец свой внутрь глаза змеи…” Такова брайта, приведенная в Сифра, и общины Израиля не устранили ее оттуда, и скажем ли мы, как говорит рабби Йеуда или как рабби Шимон, стих “и лев подобно быку станет есть сено” имеет буквальный смысл, ибо в Торе сказано четко, что Израиль, который служит Творцу, в отличии от других народов, о нем написано: “И устраню Я зверя хищного с земли”, т.е. из страны Израиля, а по мнению рабби Шимона, устранит — в смысле, что они не будут вредить по всей стране Израиля, как в Иерусалиме, как сказали мудрецы: “И не вредили змей и скорпион в Иерусалиме”» (Рамбан, речь «Торат а-Шем Тмима»).
Получается, что Рамбан доказывает из Сифра, что привычный миропорядок изменится в дни Мессии, и представляется, что это является следствием исчезновения злого начала в те дни, исчезновения свободы выбора, ибо грех является причиной ущербности жизни.
«А в дни Машиаха, о которых сказано: “Ибо тогда сделаю Я народам язык ясный, дабы все взывали к имени Господа и служили ему единым плечом”, совсем устранит их из мира, и об этом речь была в той брайте, и об этом говорит Писание: “Псалом песни в день Шабата”, и еще: “И будет жить волк с овцой”, “значит, ребенок израильский будет протягивать палец внутрь…”, и в доказательство сказанному о днях Машиаха приводит стихи благословения, ибо два этих срока совпадают: один касается страны Израиля, а другой — всего мира.
И представляется так, что грех первого человека повлек за собой хищность зверей, ибо написано: “И вражду положу между тобой и между женщиной… он будет жалить тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту” — то есть, змей жалит в пяту только вследствие этой вражды, и это же касается всех других зверей, и вполне возможно, что звери не охотились друг на друга, пока не согрешил Адам и земля не была проклята из-за него, и это положение прекратится в дни Машиаха, и я еще упомяну об этом, с Б-жьей помощью» (Рамбан, речь «Торат а-Шем Тмима»).
Есть толкователи, которые пытаются найти точку равновесия между двумя этими мнениями Шмуэля и рабби Йоханана, согласно тому, что мы находим в словах наших мудрецов о том, что в дни Машиаха вначале будут сорок лет, когда Машиах будет воевать с народами и собирать рассеяние Израиля, а затем произойдет воскресение мертвых (его первая часть).
Получается, слова Шмуэля относятся к дням, предшествующим воскресению мертвых. В эти дни Израиль вернется к своему прежнему высокому положению, соберутся колена и воздадут отмщение народам, в стране Израиля будет изобилие, и все будут обитать в покое, каждый на своем месте. Храм будет отстроен, пророчество вернется, как ранее оно было в Израиле в эпоху его славы. Во всех этих явлениях нет изменения законов природы, и это будет происходить в эпоху, предшествующую воскресению мертвых.
Начиная с дней, называемых «будущий мир», законы миропорядка претерпят изменение, как об этом предсказывали пророки. Творец уберет из мира злое начало, и сердца всех людей будут стремиться служить Ему, взывая к Его имени, над злодеями будет совершен суд, а праведные будут оправданы. Таковы слова Абарбанэля.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Раби Шимон удостоился того, что изучал Тору на равных со своим великим наставником: в Мишне приведено множество дискуссий и законодательных споров между ним и р. Акивой
р. Ури Калюжный
Когда евреи объединяются, они могут потребовать даже у самого раби Шимона бар Йохая спуститься к ним и выполнить их просьбы.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Еврейские притчи»
По материалам журнала «Мир Торы»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Исроэль-Меир Лау
Смысл и обычаи наступающего дня.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тридцать третий день счета Омера
Рав Арье Кацин
Как заслужить прощение? Этот вопрос занимает многих евреев в преддверии Дня Прощения — Йом Кипур. Даже те евреи, которые не знают молитв, считают своим долгом прийти в синагогу хотя бы раз в году в Йом Кипур. Великий смысл Судного Дня заключается в том, что этот день мы учимся прощать. «Того, кто прощает людей, прощают на Небесах», — учит Талмуд.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В книгах написано, что день смерти пророка Моше был траурным, потому что Моше оплакивал свою кончину, убедившись, что ему не дано войти в Святую Землю