Из цикла «Знание веры», темы: Цель творения, Сотворение мира, Свобода выбора, Рав Эуд Авицедек
«Те два мира, которые сотворил Святой, благословен Он, один буквой hЭй, а другой — буквой Йуд. Как определить, сотворен ли будущий мир буквой Йуд, а этот мир буквой hЭй, или наоборот? Когда Тора говорит: “вот порождения неба и земли по сотворению их” — не читай “по сотворению их” (бе-hибарам), но “буквой hЭй сотворил их” (бе-hЭй браам) — и знай, что этот мир создан буквой hЭй, а мир будущий — буквой Йуд. Почему же сотворен этот мир буквой hЭй? Потому что она похожа на беседку, и всякий, кто хочет выйти, выйдет. А почему ножка этой буквы висит в воздухе? Потому что, если вернется и покается, примут его обратно через отверстие наверху. А почему не могут его ввести через отверстие снизу? Не получится войти оттуда, как сказал Реш Лакиш: о чем говорится “Над насмешниками Он посмеется, а скромным даст милость”? Тот, кто собрался очиститься — помогают ему, а тот, кто хочет оскверниться — открывают ему! А почему есть у этой буквы корона? Сказал Святой, благословен Он: если он вернется, Я повязываю ему узел. Почему сотворен будущий мир буквой Йуд? Потому что праведники, которые там — малочисленны» (Менахот 29б).
Буква Йуд указывает на скрытый потенциал, который раскроется в будущем. Буква hЭй, служащая определенным артиклем, доступна для постижения открыто. Невозможно постичь сущность будущего мира, также как невозможно уловить точку. Протяженность в ширь, длину и глубину — границы материи, в этом смысл буквы hЭй. В этом суть этого мира, доступного для постижения людей. Как будто Бог говорит человеку: вот (hЭй) тебе Мой мир и служи в нем выбором.
Этот мир сотворен буквой hЭй, взятой из Его великого Имени. Эта буква указывает на сжатость света, которая необходима для создания мира действия (Асия), ограниченного властью времени и материи. Это мир, в котором есть зло с целью этой свободы выбора: «Почему этот мир сотворен буквой hЭй? Потому что она похожа на беседку, и кто хочет выйти — выйдет» (Менахот 29б). «Смысл творения был в том, чтобы быть сотворенным выглядящим как нечто вне Бога и принимающим иго Его царства» (рабби Цадок а-Коэн, Довэр Цэдэк 60). И так как выбор есть основа раскрытия царства Творца, потому и буква hЭй из Его великого Имени есть корень царства в Творении. И вникни во все это, как подобает.
Мы размышляем и находим все это выглядящим как противоречивое высказывание. С одной стороны, мы объясняли выше, что царство есть корень низших миров, отделенных от Творца. Таков мир материальности, мир действия (Асия), где все существует по отдельности, отдельно сохраняется, и на первый взгляд — и это относится к свободе выбора — нет связи между множество этих индивидуальностей. А с другой стороны — царство есть то, что собирает всех этих разрозненных, давая им единую форму и единую цель: раскрытие в мире царства Творца.
Однако, это основа выбора и слава царства, потому что в основе этого принципа заложена возможность отсоединения от корня, и таким образом низшие миры кочуют из одного места в другое. А с другой стороны, сила вновь вернуться и покаяться, и объединить все творения в задаче провозглашения царства Всевышнего, и пойми это хорошо.
Это идея, обладающая двойной ценностью, заключена в буквеhЭй из Его великого Имени, которая является корнем этого качества, как мы сказали. «И вникни во все это, ибо буквы слова “гала”(изгнал) и слова “гааль” (спас) имеют одинаковые буквы, только в слове гааль заключается и то, что Всевышний избавил их из четырех концов света, и отодвигает срок их распространения. Все единство в мира находится посередине, потому что края разные, а середина одна, и потому Бог, который есть един, находится в середине слова ГААЛЬ, но слово ГАЛА, которое пишется с буквой hЭй, которая означает разброс, и этот разброс происходит по четырем сторонам света, как в краях, так и в середине, потому что то, что разбросано, рассредоточено по всей площади, которая включает четыре стороны света и также середину, и, хотя то, что посередине не является разбросанным, сама идея того, что там есть середина показывает, что осталась в Израиле сила единения и собрания, о чем мы еще скажем, и также говорит о том, что само изгнание является причиной Избавления, собирания рассеяния и восстановления единства Израиля» (Маараль, Сэфэр а-Нэцах, гл. 2). Вникни в это как следует.
В этом корень идеи «Шхина в изгнании»: «Я с ним в беде». С одной стороны, ужасная реальность: человек посредством своего греха заставляет Шхину уходить в изгнание, ведь когда Израиль уходит в изгнание, Шхина уходит вместе с ним. Однако, с другой стороны, это самое большое утешение, и это величие обетования Избавления: «Учили мы в Барайте: Рабби Шимон бар Йохай говорит: смотри, сколь любезны сыны Израиля Святому, благословен Он: всюду, куда они были изгнаны, уходила с ними Шхина, и когда они будут избавлены — Шхина также пойдет с ними, как сказано: “И вернется (“вэ-шав”) Господь Бог твой с возвращающимися твоими” (Дварим 30:3), не сказано “и вернет” (“вэ-эшив”), но “и вернется” (“вэ-шав”), это учит нас, что Сам Всевышний возвращается из изгнания вместе с ними» (Мегила 29а). И уясни все эти основы.
Все эти идеи коренятся в качестве малхут (царство): «Известно, что сфира малхут называется “земля”, т.е. это сила Творца, возжелавшего, чтобы было целое творение, которое можно было бы отделить, полагая, что оно существует вне Его, и которое можно прилепить к Нему, это называется силой царства Всевышнего, возжелавшего называться царем, а ведь нет царя без народа, как это известно» (Ликутэй маамарим, рабби Цадок а-Коэн, 40).
Цель служения человека — «землю же дал людям» — в том, чтобы раскрыть в этом несовершенном мире, в этом мире, где все перемешано — ясность царства Бога. «И вот, все руководство низшими мирами заложено в сфире малхут, и поэтому эта сфира называется “работой”, потому что со стороны царства, когда оно не раскрыто, происходит напряженная работа» (Гинзэй Рамхаль 277). Если бы человек завершил эту работу, то привел бы себя и все творение к покою: «Но царство в своей явной форме есть покой» (Гинзэй Рамхаль, там).
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Содержание книги является яркой иллюстрацией к тому, что Письменную Тору и Устную нельзя отделить одну от другой. Если б не устная традиция, Боаз не мог бы взять в жену моавитянку.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Обычай учить Тору всю ночь Шавуот
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Прежде чем идти дальше, важно понять, что грехи наших предков нельзя ставить в один ряд с нашими грехами
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Почему одни и те же слова привели к столь разным действиям?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Глава из книги «Сефер атодаа»
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Ради двух голубиц, чистых и праведных (Рут, моави-тянки, и Наамы, аммонитянки), Г-сподь, да будет бла¬гословенно Его Имя, помиловал два больших народа (ам-монитян и моавитян) и не уничтожил их
Редакция Толдот
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Книга Рут
Рав Исроэль-Меир Лау
Смысл и обычаи праздника дарования Торы — праздника Шавуот
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Исполнение заповеди отсрочено
Редакция Толдот