Все знают, что реб Нохум из Чернобыля — святейший из святых, добрейший из добрых — всю свою жизнь собирал деньги для бедных невест. Однажды святой Бааль Шем Тов сказал ему:
— В одной российской деревне есть десять бедных невест, и нужно десять тысяч рублей, чтобы выдать их замуж.
Реб Нохум из Чернобыля решил, что поедет в город Броды, где тогда жило много богатых евреев, в надежде, с Б-жьей помощью, собрать эту огромную сумму: десять тысяч рублей.
Позвольте мне рассказать эту грустную историю. Он пробыл в Бродах две недели и не собрал ни одного рубля. Он так разозлился на Б-га! Он пошел прочь из города и остановился под деревом:
— Владыка Мира, о Владыка Мира! Если бы я сюда приехал собирать деньги для себя, у Тебя было бы право помогать мне или не помогать. Но я никогда не видел этих бедных невест и даже не знаю, кто они. Я делал это для Тебя, Владыка Мира! Я делал это для Тебя. Почему Ты не помог мне? Я так зол на Тебя! Я сейчас же еду домой и больше никогда не буду собирать денег на бедных невест! У меня своих детей достаточно, слава Б-гу. Буду теперь заботиться только о них.
Он был сердит на Б-га, но ему было очень плохо, потому что он не хотел сердиться! Его разрывали противоречивые чувства. И вдруг, мои дорогие друзья, вдруг он увидел двух жандармов, которые вели под руки какого-то маленького еврея.
Но слушайте, друзья, вы знаете, что делал этот маленький еврей, пока его вели жандармы? Он танцевал… Он танцевал, он пел, и он весь светился от радости!
«Как странно», — подумал реб Нохум. — «Я свободен, но я плачу. А этот еврей, этот идэле, арестован, но он танцует и веселится!» Невозможно было не улыбнуться, глядя на него. Реб Нохум улыбнулся и спросил:
— Мой дорогой идэле, кто ты?
Еврей широко раскрыл глаза и сказал:
— Что?! Ты меня не знаешь? Я Мойшеле-ганев, Мойшеле-вор. Я самый знаменитый вор в Бродах!
Реб Нохум стал оправдываться:
— Честно сказать, я не из Брод. Я здесь только несколько дней, поэтому пока еще не имел счастья познакомиться с тобой, но я так рад познакомиться сейчас!
— Хм… — удивился Мойшеле. А реб Нохум продолжал:
— Если ты такой высококлассный вор, как же получилось, что тебя все-таки поймали жандармы?
— А, ерунда, не обращай внимания. Каждый может попасться, даже самый умелый вор.
— Ну хорошо, воришка Мойшеле. Тебя арестовали и сейчас посадят в тюрьму. Но я надеюсь, что, когда ты выйдешь из тюрьмы, ты перестанешь быть вором.
Воришка Мойшеле начал смеяться:
— Ты знаешь, что это значит — быть евреем? В чем наша еврейская суть? Еврей никогда не прекращает делать то, что он начал! Еврей никогда не останавливается! — И с этими словами Мойшеле, увлекаемый жандармами, зашагал, пританцовывая и напевая, дальше по дороге, ведущей из города.
«Еврей никогда не прекращает делать то, что он начал» — эти простые слова городского воришки придали ребу Нохуму столько сил, что он повернул обратно в Броды и за несколько дней собрал все десять тысяч. Когда он приехал к Бааль Шем Тову, тот принял деньги у реба Нохума, взглянул на него и спросил:
— Нохум… Так как же выглядел Пророк Элияу, когда он шел по дороге в обличии вора в сопровождении двух жандармов?..
* * *
Вы понимаете, мои дорогие друзья, когда вы уже так отчаялись, что готовы сдаться, пророк Элияу приходит и придает вам сил. И я благословляю вас, мои братья и сестры во всем мире — чтобы в минуту отчаяния к вам бы тоже пришел Пророк Элияу. Может быть, в образе вора, может быть, в образе полицейского, может быть, в образе Ребе — кто знает? У каждой еврейской души есть свое предназначение в жизни. Так пусть же он даст сил выполнить то, что от нас требуется!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.