Из цикла «Знание веры», темы: РАМХАЛЬ, Вера и упование, Вера, Эмуна, Рав Эуд Авицедек
Нам представляется, что объяснение следующее. Рамбам не имеет в виду только пользу для праведника. В этом самом содержится исправление остальных созданий, будучи помощниками праведника они исправляются сами. Так объясняет Рамхаль в начале своей книги «Путь праведных» обязанности человека в мире:
«Углубляясь далее в данный вопрос, ты увидишь, что мир создан на пользу человека. Но, тем не менее, этот мир стоит в неустойчивом равновесии. Потому что, если человек стремится за миром и удаляется от Создателя, он вредит самому себе и разрушает мир вместе с собой. А если человек владеет собой и приближается к Создателю, пользуясь миром как вспомогательным средством в служении Создателю, — он возносит себя и весь мир с собою. Ибо великое возвышение для всего сотворенного состоит в том, чтобы служить совершенному человеку, который освящен Всевышним, подобно тому, что сказали мудрецы (Хагига 12а) о свете, который Всевышний сохранил для праведников. Вот их слова: “И поскольку свет увидел, что Всевышний сохранил его для праведников, возрадовался, как сказано (Мишлей 13:9): Свет праведников возрадуется”. И о “камнях того места”, которые взял Яаков и положил в изголовье, сказали (Хулин 916): “Сказал р. Ицхак: это учит, что все они собрались в одно место, и каждый из них говорил: “На меня положит праведник свою голову””».
А в конце книги, в объяснении качества святости, вершины ступеней возвышения, он описывает уровень святого человека:
«Освященный же всегда приобщен к Всевышнему, и его душа обитает меж истинными духовными материями, любовью к Создателю и страхом пред Ним.
Он как бы обретается в “землях живых”, еще пребывая в этом мире. Такой человек сам по себе подобен Храму и жертвеннику, как сказали мудрецы (Берешит Раба 2:6): “И Всевышний поднялся от него” — праотцы и есть суть Меркавы… Ибо Всевышний — среди них, как было в Храме. И еда, которую они едят, подобна жертве, которая поднимается на огонь жертвенника. Потому что великим возвышением считалось то, что приносилось на жертвенник, ибо было принесено пред Всевышним. И это был такой почет для приносимого в жертву, что все подобное ему благословлялось во всем мире. Как сказали мудрецы в Мидраше: “Пища и питье, которые ест и пьет освященный, — оказание почета той пище и тому питью, которые подобны принесенным на жертвенник”. И сказали мудрецы (Ктубот 1056): “Кто приносит дар мудрецу Торы, как бы приносит первые плоды в Храм”. И так сказали (Йома 71а): “Да наполнит глотки ученых вином взамен возлияния на жертвенник”. Это не значит, что ученые жаждут вина настолько, что требуется наполнить их глотки, как напаивают вином пьяницу. Смысл в намерении, которое я упомянул. Ученые, освященные в своих путях и во всех своих деяниях, подобны Храму и жертвеннику, ибо Всевышний — среди них, как было в Храме, а потому то, что приносится ученым, подобно приношению на жертвенник, и наполнение их глоток заменяет возлияние на жертвенник. Это значит, что каким бы образом они не пользовались миром — поскольку они, ученые, стремятся к святости Всевышнего — это есть оказание почета и возвышение той вещи, что удостоилась быть использованной праведником. И сказали мудрецы о тех камнях, которые Яаков взял и положил себе под голову (Хулин 916): “Сказал р. Ицхак: Отсюда следует, что все они собрались, и каждый говорил: “На меня положит праведник свою голову!””» (Там же, гл. 26).
Великое возвышение для остальных созданий, поскольку тем самым исполняют цель своего сотворения, быть слугами совершенного человека. И то же самое относится к большинству людей, далеких от поисков совершенства. Они сами возвышаются этим служением. Как в служении жертвоприношений в Храме, все части мироздания исправляются приносящим жертву человеком, и в этом суть служения «приближения» (кирув) священника, приносящего жертву (корбан): приближать (лекарев) все мироздание к своему корню. Подобно этому, задача праведника — основы мира — возносить и возвышать все сотворенное к их корням. В частности, служа ему, они удостаиваются этого исправления. Все это — по милости Всевышнего, Который дал возможность исправления всем существам, даже тем, кто не могут удостоиться возвышенного состояния сами по себе.
Если бы руки Эсава (это руки, которые строят материальный мир) служили голосу Яакова (голосу Торы), это было бы исправлением всего человечества. Как то совершенство, что происходит в сотрудничестве Иссахара и Звулуна.
И именно таким образом все души содержались в Адаме, подобно различным органам, служащим всему телу, и у каждого — свое место и своя важность.
Такова и исправленная форма народа Израиля:
«Этот народ уподоблен винограднику. Побеги — это простые домохозяева (делающие добрые дела и помогающие бедным, платящие налоги за своих братьев), грозди — это мудрецы Торы, листья — это народ земли (те, кто пашут, сеют и собирают урожай, то, что едят мудрецы Торы), усики винограда — это пустые люди в Израиле… Если бы не листья, не могли бы существовать гроздья» (Хулин 92, Раши).
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Раби Шимон удостоился того, что изучал Тору на равных со своим великим наставником: в Мишне приведено множество дискуссий и законодательных споров между ним и р. Акивой
р. Ури Калюжный
Когда евреи объединяются, они могут потребовать даже у самого раби Шимона бар Йохая спуститься к ним и выполнить их просьбы.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Еврейские притчи»
По материалам журнала «Мир Торы»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Исроэль-Меир Лау
Смысл и обычаи наступающего дня.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тридцать третий день счета Омера
Рав Арье Кацин
Как заслужить прощение? Этот вопрос занимает многих евреев в преддверии Дня Прощения — Йом Кипур. Даже те евреи, которые не знают молитв, считают своим долгом прийти в синагогу хотя бы раз в году в Йом Кипур. Великий смысл Судного Дня заключается в том, что этот день мы учимся прощать. «Того, кто прощает людей, прощают на Небесах», — учит Талмуд.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В книгах написано, что день смерти пророка Моше был траурным, потому что Моше оплакивал свою кончину, убедившись, что ему не дано войти в Святую Землю