Из цикла «Пиркей де-раби Элиэзер», темы: Исправление, Первородный грех, Устная Тора, Мудрецы Мишны, Раби Элиезер
Десять раз Всевышний спускается на землю (имеется в виду ситуация, когда Всевышний осуществляет особый контроль над происходящим в мире): к Адаму в Ган Эден; к поколению раскола; чтобы наказать Сдом; чтобы наказать Египет и вывести оттуда народ Израиля; в горящем кусте; на гору Синай; в Никрат а-Цур; и дважды — в шатер Свидетельства. А в десятый раз Он спустится, когда будет судить весь мир.
Первый раз Всевышний спустился в Ган Эден, как сказано: «И услышали Глас Всевышнего, который разносился по саду, как ветер днем»[1], а также: «Друг мой спустился в свой сад»[2]. Сел справедливый Судья и вершил праведный суд. Он позвал Адама и спросил: «Почему ты убежал от Меня?» Ответил Адам: «Услышал я Глас Твой, и затрепетали кости мои», как сказано: «Глас Твой услышал я в саду и устрашился, ведь наг я, и спрятался»[3]. «Спрятался» — от деяний своих и «устрашился» — своих поступков. «Ведь наг я» — от повеления Всевышнего. Что было одеянием Адама? Оболочка, похожая на ноготь, и облака Славы окутывали его. Когда он поел от плодов Древа познания, оболочка слезла с него, и он увидел, что наг, и удалилось облако Славы.
Сказано: «И сказал (Всевышний): кто сказал тебе, что ты наг? Не от Древа ли, от которого Я велел тебе не есть от него, ел ты?»[4] Адам ответил Всевышнему: «Владыка всех миров! Когда я был один, разве я грешил перед Тобой? Из-за женщины, которую Ты дал мне, я нарушил Твой приказ», как сказано: «Из-за женщины, которую Ты дал мне, нарушил я слово Твое — она дала мне от (плодов) дерева, и поел я»[5]. Всевышний обратился к Хаве: «Недостаточно было тебе согрешить самой? Ты еще и Адама ввела в грех!» Хава ответила: «Владыка мира! Змей сбил меня с толку и привел к греху», как сказано: «Змей соблазнил меня, и поела я»[6].
Всевышний вынес приговор всем троим: девять проклятий и смерть. Он сбросил Самаэля и его приспешников с их первоначальной святости на небесах, отрезал ноги змею, и проклял его тем, что он будет презреннее всех животных, и велел ему сбрасывать свою кожу в больших страданиях раз в семь лет и пресмыкаться по земле на брюхе. Пища в его организме превращается в прах, а во рту у него яд, несущий смерть. Также Всевышний посеял ненависть между змеем и женщиной и сделал так, что люди будут раздавливать его голову. А после всего этого его ждет смерть.
Женщине Всевышний дал девять проклятий и смерть: страдания от крови месячного цикла и от крови девственности, от беременности и родов; трудности воспитания детей; голова ее покрыта, как у скорбящего; ухо ее проколото, как у вечного раба, и прислуживает она мужу, как рабыня, и на ее свидетельство не полагаются в суде. А после всего этого приходит смерть.
Адам тоже получил проклятие и смерть. Силы его истощаются, а спина сгибается. Сеет пшеницу, а пожинает сорняки; питание его — растения, как у животного (когда наступает голод). Он постоянно озабочен добыванием хлеба, и всё пропитание добывает он в поте лица своего. А после всего этого приходит смерть. Человек согрешил, но чем же виновата земля, что тоже была проклята? Она не рассказала о его грехе. Когда люди совершают тяжкие грехи, Всевышний посылает им эпидемию. Когда они совершают «легкие» грехи, Всевышний наносит удар по урожаю земли, как сказано: «Проклята земля из-за тебя»[7].
[1] Берешит 3:8.
[2] Шир а-Ширим 6:2.
[3] Берешит 3:10.
[4] Берешит 3:11.
[5] Берешит 3:12.
[6] Берешит 3:13.
[7] Берешит 3:17.
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Раби Шимон удостоился того, что изучал Тору на равных со своим великим наставником: в Мишне приведено множество дискуссий и законодательных споров между ним и р. Акивой
р. Ури Калюжный
Когда евреи объединяются, они могут потребовать даже у самого раби Шимона бар Йохая спуститься к ним и выполнить их просьбы.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Еврейские притчи»
По материалам журнала «Мир Торы»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Исроэль-Меир Лау
Смысл и обычаи наступающего дня.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тридцать третий день счета Омера
Рав Арье Кацин
Как заслужить прощение? Этот вопрос занимает многих евреев в преддверии Дня Прощения — Йом Кипур. Даже те евреи, которые не знают молитв, считают своим долгом прийти в синагогу хотя бы раз в году в Йом Кипур. Великий смысл Судного Дня заключается в том, что этот день мы учимся прощать. «Того, кто прощает людей, прощают на Небесах», — учит Талмуд.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В книгах написано, что день смерти пророка Моше был траурным, потому что Моше оплакивал свою кончину, убедившись, что ему не дано войти в Святую Землю