Из цикла «Знание Субботы», темы: Тшува, Суббота, Рав Эуд Авицедек
«Раскаяние — это когда человек возвращается к Всевышнему всем сердцем и всей душой. И это в порядке вещей, что мир возвращается к Всевышнему, и нет у него существования со стороны самого себя, но лишь то, что он возвращается ко Всевышнему, от Которого он и существует. И к Нему возвращаются все существующие, и в этом их существование, что они возвращаются к Творцу… и это само — заслуга человека, когда он идет за миропорядком, установленным Всевышним» (Маараль).
Следует поразмыслить об этих словах Маараля, ибо есть в них нечто необычное. Ведь, как мы говорили выше, раскаяние не соответствует ходу событий, диктуемому мудростью, пророчеством и Торой. Как же можно назвать его частью миропорядка? Более того, ведь время — которое и есть миропорядок — движется от прошлого к будущему, и как можно понять, что в настоящем можно изменить действие, которое было произведено в прошлом: стереть его, или превратить из преднамеренного в неосознанное, или даже обратить в заслугу?
Чтобы мы могли испить спрятанной здесь живой воды, нам нужно, прежде всего, осмыслить третье намерение в сотворении мира: раскрытие Единства Творца. Это внутренний порядок всего мироздания и происходящих в нем процессов в Шесть Тысяч лет. Когда мы осмыслим это знание, мы увидим, что раскаяние относится к порядку нашего мира.
«Третье понимание замысла творения мира — это весьма замечательное знание. Оно состоит в следующем: Эманирующий хотел раскрыть Свое единство, показать, что “Я первый, и Я последний”, и что, в конце концов, всякое проклятие превратится в благословение, и все зло вернется в добро… Из этого уже следует знание всех сфирот, которые все возвращаются к высшему единству Бесконечного… Это — основа веры Израиля — знать единство Эманирующего» (Рамхаль, Питхей Хохма веДаат).
Эманирующий, благословен Он, сократил и скрыл Свое простое единство под покровом мира материальности. Из этой реальности ступенчато развилось творение зла — чтобы раскрыть это приводящее в трепет понятие: Единство Творца. Это раскрытие будет видно в реальности, когда все развитие мироздания, со всеми его эпизодами, вернется к своему корню.
«Три времени: начало, окончание и настоящее. О сотворении мира написано בראשית — ברא שש, что Шесть первых дней творения включают все Шесть тысяч лет. И потому тот, кто подробно знает сотворение мира, каждый его день, сможет знать, что произойдет в каждый момент этих лет. А Последние дни — это Грядущее, когда все вернется к своему источнику. Как написано, что Всевышний очистит весь мир в Последние дни, и потому раскаяние называется тшува (возвращение), поскольку творения возвратятся к своему источнику» (Виленский Гаон).
Таков порядок мира
Так это и в микрокосме — человеке. Его душа — от Бога свыше, она спустилась в наш мир, чтобы скрыться в пелене тела. Этот спуск — сокращение для ее света, сверкающего от одного конца мира до другого. Но спуск этот имеет своей целью подъем, чтобы возвысить душу тем, что она очищает тело до духовного уровня. И не только тело, но и все мироздание, которое стало для нее орудием для служения Творцу. Когда душа вернется к своему корню, возвысится вместе с ней тело и все мироздание. И тогда раскроется, что все эти аспекты привели, в замечательном единстве, к раскрытию славы Творца.
Это порядок микрокосма.
В корне всякого греха стоит сокрытие провидения и власти Всевышнего в нижнем мире. Творец скрывается за завесой природы, созданной при творении мира. Это творение материи, которая порождает недостатки — грехи, зло в мироздании. Грешник усилил своими деяниями эту конструкцию сокрытия, — ведь известно, что каждый грех усиливает завесу, отделяющую творение от Творца. Своим раскаянием человек освещает эти низкие и темные места. Он раскрывает силу провидения и власти Всевышнего, даже если она не видна. Раскаивающийся раскрывает царство Всевышнего в нижнем мире. «Велико раскаяние, ведь оно приносит излечение в мир… достигает Трона Славы… приближает Избавление… Преднамеренные преступления превращаются в неосознанные… в заслуги… ибо человеку, который раскаялся, прощают ему и всему миру» (Йома 86). В этом преимущество раскаявшегося по сравнению с полным праведником: он раскрывает свет изнутри тьмы, всякое такое раскрытие относится к глубочайшему открытию Единства. «Превратить тьму в свет, и этим возвысится Всевышний в славе Своей» (Зоар). Это раскаяние, достигающее трона Славы, которым «возвышается Всевышний в славе Своей».
***
Теперь нам легче понять, почему при раскаянии из любви к Всевышнему, преднамеренные преступления превращаются в заслуги: «И потому этот грешник, который отдалился от Всевышнего через свой грех, и это отдаление обязывает возвращение к Всевышнему. И потому это отдаление становится ему заслугой, поскольку есть здесь возвращение к Всевышнему» (Маараль).
«Отдаление обязывает возвращение», поскольку это процесс раскрытия единства Всевышнего — таков порядок мира. И чем больше отдаление, тем сильнее свечение возвращения: «Именно когда раскаяние происходит из любви… Ибо, когда раскаяние происходит из любви, — поскольку любовь есть полное приобщение к Всевышнему, как сказано: “…любить Господа, Бога твоего, и приобщаться к Нему”, потому раскаяние выступает как часть миропорядка, поскольку мир должен быть приобщен к Всевышнему, чтобы существовать. И поскольку приобщение осуществляется только силой любви, поэтому только тогда, когда раскаяние движется любовью, именно тогда преднамеренные грехи превращаются в заслуги» (Маараль).
Слово אהבה, любовь, имеет то же самое числовое значение, что и אחד, один, единство. Это сила, объединяющая человека с его Творцом. В раскаянии из любви раскаивающийся объединяет все отдалившиеся аспекты — в нем и во всем мироздании, зависящем от него, чтобы вернуться к их единому корню. Ведь в этом заключается миропорядок и раскрытие Единства: все далекие реалии вернутся, чтобы приобщиться к Нему.
***
«И еще было установлено, чтобы существовал единообразный цикл дней, повторяющийся раз за разом и состоящий из семи дней. И это потому, что все Творение было создано за семь дней, и все его бытие заключено в это число. Поэтому именно этому числу подобает называться “совершенной мерой”, так как все Творение должно осуществляться через него. В большем же (числе) нет нужды, ибо в нем (в семи) было завершено все Творение.
Этот цикл, таким образом, постоянно повторяется до конца 6000 лет. Более того, и во всей мировой истории существует этот (семеричный) цикл в увеличенном масштабе, т.е. все дни этого мира разделены на шесть тысяч (лет), за которыми следует тысяча (лет) Покоя. После этого все Бытие будет обновлено и установится другая система Мироздания, согласно постановлению Высшей Мудрости.
Было определено, что конец всякого цикла будет святым, и это явится большим возвышением для всех дней. Ибо, хотя большинство дней профанны и свят только один из семи, это как раз то, что необходимо этому миру, как мы упомянули. Но, с другой стороны, поскольку святой день — конец и завершение каждого цикла, то весь цикл исправляется и возвышается через него, и выходит, что все дни человека освящаются» (Рамхаль, Путь Творца ч.4 гл.7).
«Таков миропорядок: каждый шесть дней возвращаются к своему корню в субботний день и рождаются заново обновленными и исправленными. Выходит, что все шесть дней действия являются ветвями субботы, которая — Малхут. Потому написано, что канун субботы — подобающее время для раскаяния, чтобы все дни возвратились к своему источнику чистыми от всякого греха, ибо они возвращаются к субботе и выходят обновленными…» (Шла).
Здесь нам открываются врата для понимания концепции субботы как основы раскаяния. Ведь вся возможность исправить прошлое заложена в этом порядке возвращения дней; суббота ретроактивно исправляет (обновляет) будние дни. Высшая цель циклического порядка дней в том, что «весь цикл исправляется и возвышается». Это «миропорядок», который отчеканен Эманатором в мироздании. В самом сотворении природы «суббота установлена и существует постоянно». Эта суббота есть корень и высшее раскрытие порядка раскаяния внутри хода времени. Поразмыслите над этим хорошенько.
«И если человек продаст дочь свою в рабыни, то она не должна выйти, как выходят рабы» (Шмот 21:7). «И если продаст человек» — это Всевышний; «свою дочь» — это святая душа; «в рабыни» — стать рабыней, порабощаемой среди вас в этом мире. Прошу вас, когда придет время ей выходить их этого мира, «не должна выйти, как выходят рабы» — не выйдет грязной, не выйдет запачканной грехами, но выйдет свободной, ясной и чистой, чтобы ее Господин радовался ей и прославялся ею, и дал ей добрую награду в Эдене…» (Зоар).
Велико раскаяние, ибо оно приносит избавление, как сказано: «И придет в Сион избавитель, к раскаявшимся в преступлении в Яакове». В чем причина, что «придет в Сион избавитель»? — Из-за «раскаявшихся в преступлении в Яакове» (Йома 86). Объясняет Маараль: «Поскольку раскаявшийся отделяется от злого начала и тем самым выходит на свободу, ведь грешник порабощен злому началу… — это избавление… И известно еще, что раскаяние (тшува) — со стороны высшей ступени, которая является ступенью избавления».
Корень мира раскаяния — из той реальности, что предварила наш мир. Предварила — не только в смысле времени, но в порядке ступенчатого развития миров, предварила в уровне, предварила в внутреннем содержании. Это реальность «мира свободы», свободы от Управления суда, свободы от конструкции зла и порабощения ею: «Сила раскаяния, которая достигает своего высшего корня, мира раскаяния, мира свободы и света во всем… И оттуда эманируется и нисходит дополнительная высшая святость и сияющий свет, чтобы уничтожить всякую нечистоту и исправить миры, как они были раньше, добавочным новым светом из мира раскаяния, являющегося на них» (Нефеш аХаим).
«Мир свободы» — это мир, основанный на Управлении полного единства. Это управление, которое не подчиняется Управлению суда, поскольку его источник — та самая высшая реальность, где не существует зла, но только добро, только единственная воля Всевышнего в раскрытии воздаяния блага. Та реальность, в которой Бог один и Имя Его одно — день, который весь — суббота. Оттуда проистекает сила раскаяния.
И этим заканчивается раскаяние: истребление зла и возвращение всех частей добра, которые отдалились из-за греха, к своим корням. Тем самым кающийся возвращается в мир раскаяния, мир свободы, мир юбилейного года, когда все вещи возвращаются на свое место. «Ибо место раскаявшихся весьма превознесенно, это высшее светило, Грядущий мир, называемый тшува (возвращение). И потому раскаявшиеся называются “наследующими Страну Жизни наверху”… (Шла). В этом высшем мире — мире Бины — раскроется замысел глубины управления Всевышнего и вся цель создания зла, и станет известно, что оно служило для раскрытия славы царства и единства Творца. Тем самым зло будет исправлено в своем корне.
“Грядущий мир называется тшува (возвращение, раскаяние)” — а ведь Грядущий мир сотворен раньше нашего мира, он — цель ступенчатого развития, к которой оно ведет: таков внутренний порядок мира.
“Мы учили: Раби Шимон бар Йохай говорит: Иди и смотри, сколь мил Израиль перед Всевышним, что во всяком месте, куда они изгоняются — Шехина (Божественное Присутствие) с ними. И когда они в будущем будут избавлены — Божественное Присутствие будет с ними, как сказано: “И вернется Господь, Бог твой, с твоими пленными…”. Не сказано “и вернет”, но “и вернется”. Это учит нас, что Всевышний тоже возвращается с ними из изгнания” (Мегила 29).
Шехина — это качество Царства (Малхут) Всевышнего, пребывающее в нижнем мире. Оно пребывает с евреями даже в их нечистоте. Оно — обетование и упование на избавление. Корень его качества — вторая буква ה святого Имени Всевышнего.
***
Мир свободы — высшая Суббота — источник и цель достижения раскаяния, и ее корень — первая, высшая буква ה святого Имени Всевышнего. А Шехина — нижняя Суббота — фундамент раскрытия раскаяния в нижнем мире; ее корень — вторая буква ה Имени. В субботу, чьи деяния двойные, есть единобразное соответствие между этими двумя буквами Имени. Нижняя суббота черпает свою реальность из Высшей. К ней она поднимается в совершенстве, тем самым возвращая все мироздание к своему корню.
В этом корень того факта, что суббота есть возможность для раскаяния человека: “Всякая суббота — это нижняя ה, и в букве ה есть выход и возможность для раскаявшихся”.
“Вся сила раскаяния — от субботнего дня” (раби Цадок аКоэн).
Читайте на сайте обзор по теме Раскаяние — Тшува
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Раби Шимон удостоился того, что изучал Тору на равных со своим великим наставником: в Мишне приведено множество дискуссий и законодательных споров между ним и р. Акивой
р. Ури Калюжный
Когда евреи объединяются, они могут потребовать даже у самого раби Шимона бар Йохая спуститься к ним и выполнить их просьбы.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Еврейские притчи»
По материалам журнала «Мир Торы»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Исроэль-Меир Лау
Смысл и обычаи наступающего дня.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тридцать третий день счета Омера
Рав Арье Кацин
Как заслужить прощение? Этот вопрос занимает многих евреев в преддверии Дня Прощения — Йом Кипур. Даже те евреи, которые не знают молитв, считают своим долгом прийти в синагогу хотя бы раз в году в Йом Кипур. Великий смысл Судного Дня заключается в том, что этот день мы учимся прощать. «Того, кто прощает людей, прощают на Небесах», — учит Талмуд.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В книгах написано, что день смерти пророка Моше был траурным, потому что Моше оплакивал свою кончину, убедившись, что ему не дано войти в Святую Землю