Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Ваякель, Магид из Дубно, Еврейская притча
«И собрал Моше всю общину сынов Израиля, и сказал им: Вот, что повелел Б-г делать: шесть дней пусть совершается работа, а седьмой день будет свят для вас, день полного покоя»[1].
Разъясняет Ялкут. Сказал Всевышний: «Собирай большие собрания и разъясняй людям в шабат его законы». Отсюда мудрецы сделали вывод, что следует разъяснять законы своевременно: законы Песаха в Песах, и т.д. Заметим, что Писание много говорит о шабате и праздниках. Они упоминаются больше, чем другие заповеди. Ни про одну другую заповедь не сказано, как про шабат: «Помни и храни». И много сказано порицания за несоблюдение шабата и праздников, например: «Жертвы ваши в новомесячье, и праздничные жертвы ваши ненавистны душе Моей. Обузой стали они для Меня, устал Я терпеть»[2].
Вернемся к сказанному выше: шабат и праздники были даны нам, чтобы совершенствоваться духовно, ведь в будние дни мы не можем заниматься только этим. Поэтому на первых скрижалях было написано: «Помни день субботний, чтобы освятить его»[3] — следует каждый раз освящать шабат так, как он был освящен в момент дарования Торы, которое происходило в шабат. Тогда мы все вместе находились перед Б-гом, готовые слушать Его святые слова. И теперь мы тоже должны каждый шабат собираться вместе и слушать слова Торы и нравственные поучения мудрецов. Об этом говорит и повеление о шабате, написанное на вторых скрижалях Завета: «Храни день субботний, чтобы освятить его, как велел тебе Б-г твой» — и здесь ясно сказано, что следует соблюдать шабат так же, как тот первый, который они соблюдали, когда получали Тору. Это то, что сказано в Ялкут: «Собирай большие собрания и разъясняй людям в шабат его законы», чтобы каждый шабат был похож на тот, в который была получена Тора. И о том же говорит стих: «Шесть дней пусть совершается работа, а седьмой день — шабат для Б-га твоего».
[1] Шмот 35:1
[2] Йешаяу 1:14
[3] Шмот 20:8
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Раби Шимон удостоился того, что изучал Тору на равных со своим великим наставником: в Мишне приведено множество дискуссий и законодательных споров между ним и р. Акивой
р. Ури Калюжный
Когда евреи объединяются, они могут потребовать даже у самого раби Шимона бар Йохая спуститься к ним и выполнить их просьбы.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Еврейские притчи»
По материалам журнала «Мир Торы»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Исроэль-Меир Лау
Смысл и обычаи наступающего дня.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тридцать третий день счета Омера
Рав Арье Кацин
Как заслужить прощение? Этот вопрос занимает многих евреев в преддверии Дня Прощения — Йом Кипур. Даже те евреи, которые не знают молитв, считают своим долгом прийти в синагогу хотя бы раз в году в Йом Кипур. Великий смысл Судного Дня заключается в том, что этот день мы учимся прощать. «Того, кто прощает людей, прощают на Небесах», — учит Талмуд.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В книгах написано, что день смерти пророка Моше был траурным, потому что Моше оплакивал свою кончину, убедившись, что ему не дано войти в Святую Землю