Из цикла «Знание Субботы», темы: Избранность, Подготовка к Субботе, Суббота, Уважение, Раби Акива, Рав Эуд Авицедек, Любовь к Б-гу
«Злодей Турнусруфус спросил раби Акиву: Чем отличается этот день от других? Сказал ему: Чем отличается этот муж от других? Сказал ему: Что я сказал тебе, и что ты сказал мне? Сказал ему: Ты мне сказал: чем отличается этот день от других? Какая разница между субботой и другими днями? А я тебе сказал: Чем отличается этот муж от других? Какая разница между Турнусруфусом и другими мужчинами? Сказал ему: Разница в том, что царь пожелал воздать мне почет. Сказал ему: Ей (субботе) — Всевышний тоже пожелал воздать почет» (Берешит раба 11).
Ответ раби Акивы на вопрос Турнусруфуса выглядит странным. Разве в этом смысл великого достоинства субботы, «что Всевышний пожелал воздать ей почет»? Но в подтексте вопроса того злодея — даже если он не имел этого в виду — заложено удивление: в чем возвышенность этого дня, который был последним в процессе творения, и не было сотворено в нем ничего нового? Почему этот день, у которого нет ничего от себя, но лишь то, что дают и воздействуют на него, выше других дней? Ответ раби Акивы, записанный на все будущие поколения, учит нас следующему: Подобно тому, как не можем мы постичь глубину воли Всевышнего создать низменный материальный мир действия, так не можем мы постичь достоинство этого дня. Мы только знаем, что желание Всевышнего в мире — чтобы Его присутствие было в нижнем мире, чтобы Его слава поднялась именно из нижнего мира, который выглядит самым низменным из всех. Для этого Он эманировал, сотворил, создал и сделал все миры.
Так и суббота, «которой Всевышний пожелал воздать почет», и потому она возвышается надо всем во главе.
«И, кроме того, что запрещено нам осквернять святость, которая излучается (в Творение) в этот день, как мы упомянули, нам еще заповедано почитать эту святость через “субботнее наслаждение” (онег шабат), почитание Шабата при его наступлении посредством Кидуша и при уходе посредством Авдалы и других элементов, опирающихся на следующий общий принцип: удержать нас на уровне, соответствующем получаемой в этот день святости, и почитать этот великий дар Благословенного. Ибо суть этой святости в великой близости к Всевышнему и в большом приобщении к Нему» (Рамхаль, Путь Творца 4:7).
Выяснилось, что суть почитания — слияние и смешение отношения близости — любви, и отстранения — страха в одно совершенное отношения уважения. Это должно проявляться и в разуме, и в эмоциях. Таково правильное отношение к субботе — по уровню получаемой в этот день святости и великой близости к Всевышнему.
Евреи начинают дожидаться субботы и предвкушать ее уже с окончания субботы предыдущей. Они отсчитывают дни до нее и готовят к субботе все, что могут. Они принимают на себя святость субботы еще засветло, отстраняясь от материальных работ и освящаясь ее святостью. Со страстным желанием, песнями и гимнами, они выходят навстречу субботе.
Но когда она спускается с вышних высей, чтобы распростереть свои крылья над всем мирозданием, их охватывает страх, и стыд покрывает их лица — а вдруг недостойны они ее?! Так из возвышенного страха они еще до наступления ночи стараются исправить свои деяния и вернуться к Творцу.
Слава Царю Царей приходит только от служения человека. Так и почитание субботы приходит от человека. О нем сказано: «Всё положил Ты ему под ноги ему». Он властвует над всеми сокровищами мироздания и своей мудростью развивает его для своих нужд; он строит в будние дни свой дом, свой бизнес и другие свои дела. В этот же день он отстраняется от всех будничных работ, рвет связь со всякой материальной реализацией своей воли и стремления. Он оставляет все свои дела, в каком бы состоянии они ни находились, несмотря на опасение убытка и ущерба. Он принимает на себя власть Всевышнего и посвящает все свое бытие свидетельству о царствовании Творца в мироздании.
Вот как великие мужи Израиля жертвовали собственным достоинством ради почитания субботы: «…Даже если он — важный человек, и обычно не покупает на рынке и не принимает участия в домашних делах, он должен делать какие-то действия для приготовления к субботе собственноручно. Так поступали мудрецы древности: кто-то колол дрова, чтобы варить на них на субботу, кто-то жарил мясо или скручивал фитили для свечей, а кто-то шел за покупками для субботы… И каждый, кто умножает подобные дела, достоин похвалы!» (Шней Лухот аБрит).
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Раби Шимон удостоился того, что изучал Тору на равных со своим великим наставником: в Мишне приведено множество дискуссий и законодательных споров между ним и р. Акивой
р. Ури Калюжный
Когда евреи объединяются, они могут потребовать даже у самого раби Шимона бар Йохая спуститься к ним и выполнить их просьбы.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Еврейские притчи»
По материалам журнала «Мир Торы»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Исроэль-Меир Лау
Смысл и обычаи наступающего дня.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тридцать третий день счета Омера
Рав Арье Кацин
Как заслужить прощение? Этот вопрос занимает многих евреев в преддверии Дня Прощения — Йом Кипур. Даже те евреи, которые не знают молитв, считают своим долгом прийти в синагогу хотя бы раз в году в Йом Кипур. Великий смысл Судного Дня заключается в том, что этот день мы учимся прощать. «Того, кто прощает людей, прощают на Небесах», — учит Талмуд.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В книгах написано, что день смерти пророка Моше был траурным, потому что Моше оплакивал свою кончину, убедившись, что ему не дано войти в Святую Землю