Холодной зимней ночью жена сапожника родила ребенка. Сапожник был так беден, что ему не на что было купить ни хлеба, ни дров. Побежал он к раввину. Тот, как обычно, сидел над Торой. Излил перед ним сапожник свою душу.
— Я и сам беден, — сказал раввин, — ничем не могу тебе помочь. Пойдем к одному из богачей нашего местечка, посмотрим, не поможет ли тебе он.
Подошли они к роскошному дому самого богатого человека в местечке и постучались в дверь.
— Кто там? — спросил сонным голосом богач.
— Это я, раввин.
Богач встал с постели, быстренько оделся и открыл дверь.
— Входите, раби, — любезно пригласил он.
— Да нет, спасибо, — сказал раби, — давайте поговорим здесь.
— Зачем же, — возразил богач, — на дворе собачий холод, у меня зуб на зуб не попадает.
— Времени жаль, — сказал раби, — дело у нас срочное.
— Хотя бы дверь закройте, — раздраженно сказал богач, — не переношу такого холода.
Начал раби рассказывать про Тору, которая велит помогать бедным, про Авраама и трех его гостей, приводил слова пророка Йешаягу напоминал, чему учили другие пророки, что написано в Талмуде, что сказано в мидрашах, вспоминал разные случаи из жизни, приводил нравоучительные примеры…
— Раби, переходите к делу, — не выдержал богач, — я помираю от холода!
— Так в этом же все дело и состоит, — оживился раби. — У вас всего несколько минут дверь открыта, и вы уже замерзаете, а каково приходится этому бедняку! Жена у него только что родила, а ему нечем отопить дом, детишки сидят голодные. Видите, насколько ему хуже, чем вам! Вы и пяти минут лишений не можете выдержать, а он терпит их всю жизнь!
Дал богач сапожнику много денег, и тот с раввином разошлись по домам, радуясь, что не нарушена заповедь помогать ближнему.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Раби Шимон удостоился того, что изучал Тору на равных со своим великим наставником: в Мишне приведено множество дискуссий и законодательных споров между ним и р. Акивой
р. Ури Калюжный
Когда евреи объединяются, они могут потребовать даже у самого раби Шимона бар Йохая спуститься к ним и выполнить их просьбы.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Еврейские притчи»
По материалам журнала «Мир Торы»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Исроэль-Меир Лау
Смысл и обычаи наступающего дня.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тридцать третий день счета Омера
Рав Арье Кацин
Как заслужить прощение? Этот вопрос занимает многих евреев в преддверии Дня Прощения — Йом Кипур. Даже те евреи, которые не знают молитв, считают своим долгом прийти в синагогу хотя бы раз в году в Йом Кипур. Великий смысл Судного Дня заключается в том, что этот день мы учимся прощать. «Того, кто прощает людей, прощают на Небесах», — учит Талмуд.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В книгах написано, что день смерти пророка Моше был траурным, потому что Моше оплакивал свою кончину, убедившись, что ему не дано войти в Святую Землю