Из цикла «Знание Субботы», темы: Сфирот, Цель творения, Суббота, Рав Эуд Авицедек
«Ибо прекращение действия и прерывание указывает на законченность, завершение и совершенство. И поскольку Всевышний прекратил работу, в Его действии есть завершение и полнота» (Сефер Тиферет 40).
«Если мы проанализируем работу стеклодува, то найдем в ней три аспекта. Первый — когда воздух находится внутри его рта и еще не вошел в трубку, его можно назвать только дыханием (נשימה). Второй аспект: когда воздух идет по трубке, как по прямой линии. Тогда он называется духом (רוח). Третий же аспект — когда дух выходит из трубки в стекло и распространяется в нем, пока не становится сосудом по желанию стеклодува. Тогда он “заключает” свой дух в стекле, и тот становится נפש (душой изделия), слово однокоренное с понятиями покоя и отдыха (לנפוש)». (Нефеш аХаим 1:15).
В этих словах Нефеш аХаим нам раскрывается порядок ступенчатого нисхождения воли Всевышнего при сотворении меры роста человека — «образа Б-га», сверху вниз — высшая душа (нешама), дух (руах), низшая душа (нефеш). Таков порядок и в отношении всеобщей формы мироздания. Ее ступенчатое нисхождение, начиная со скрытого мира эманации, чтобы быть сотворенной, созданной и сделанной до полного окончания, и есть «отдых»: шабат от слова швита (прекращение работы, отдохновение). В субботу воля Всевышнего достигла цели. Мироздание было завершено, чтобы полностью стать орудием для раскрытия славы и царства Творца. Так выглядит первый процесс «отдохновения».
Когда линия этого процесса достигает своей цели, начинается обратный процесс: возвращение к своему корню, к источнику, из которого он вышел. «В день субботы, Малхут, который находится внизу, скрытая точка, поднимается наверх в мире Ацилут, а то, что он был точкой, — скрывается. Сейчас Малхут распространяется своим светом, и все дни скрываются нем, а она своим великим светом покрывает их» ( Шней лухот аБрит). У этого внутреннего процесса нет явного выражения, — ведь его суть духовна: поднятие содержания миров к их корням. Но таков один из смыслов понятия Шабат (שבת) — возвращение ((שבה к корню.
Чтобы объяснить этот второй процесс, мы возвращаемся к аллегории из книги Нефеш аХаим, о мастере-стеклодуве, производящем сосуд: «…а в день субботний покоился и отдыхал» — слово отдохновение (נופש) происходит от слова дух (נפש) [так оно и в русском языке — прим.перев.] — человек переводит дух после тяжелой работы» (Раши). Раби Цадок аКоэн объясняет подробнее: «Шесть дней — это дни действия и само здание. А седьмой день — это завершение здания. В этот день — “покоился и отдыхал”, подобно человеку, окончившему свою работу и переводящему дух. Это и есть ее завершение. Выходит, что упокоение есть последнее, завершающее действие». Это и есть второй процесс отдохновения: возвращение внутренней сути мироздания к своему корню: «Святость субботнего дня в том, что миры возвышаются, и Всевышний притягивает их к Себе» (раби Цадок аКоэн).
В субботу все силы мироздания и их ответвления возвращаются, чтобы вознестись к своим корням. Конечное действие снова соединяется с изначальным замыслом. Малхут раскрывается и возвышается надо всем. Он венчает все мироздание, и Трон Славы возносится в совершенстве.
«В день седьмой Он возвысился и воссел на Трон Славы Своей».
«Ворота внутреннего двора, обращенные на восток, будут закрыты в шесть рабочих дней, а в день субботний откроются» (Йехезкель 46:1).
«Вкратце смысл в том, что внутренний двор — это свет мира Ацилут. И он закрыт в шесть рабочих дней, а в день Субботы — открывается» (Шла).
Когда все мироздание вновь приобщается к своему источнику, тогда изобилие света святости и благословения наполняет его и изменяет его вид: «Материальные сотворенные орудия, такие как солнце, луна и звезды, земля и населяющие ее — все меняется в субботний день, и все они наполняются светом святости субботы» (Молитвенник раби Моше Кордоверо). «Ведь он — предвечный свет, который был в предвечный день, ибо в субботний день светят только свечения этого света» (Зоар).
Когда все находится в исправленном и совершенном состоянии, в мире пребывает радость, и мироздание воспевает своего Творца: «Когда рассветает день в субботу, радость распространяется по всем мирам с покоем в радости — “Небо рассказывает славу Б-га”. “Покой наверху и покой внизу” (Зоар).
Тот, кто знает, что человек — микрокосм, и все, что происходит в мироздании, случается и с образом человека, должен усвоить это постижение на интеллектуальном и эмоциональном уровне. Это может возвысить его служение в святой субботний день. И хотя возвышение духовных миров никак не выражается в материальном мире, святой народ знает, что действительность именно такова: “Хотя реальность сотворенных существ не изменяется, но, несмотря на это, их душа прибавляется в них, и они получают дополнительное возвышение, ибо по уровню души — уровень человека. Но их тело не изменяется; в этом и заключается суть “дополнительной души”, которая дается человеку” (Рамхаль, Клаль Питхей Хохма).
Здесь мы видим дополнительный, более глубокий смысл слов Писания: “покоился и отдыхал (שבת וינפש)”: после того, как реальность вернулась к своему корню (на что намекает слово שבת, от שבה — возвращение), Всевышний посылает дополнительную душу (на что намекает слово וינפש, однокоренное с נפש — душа). “…А в день седьмой — покоился и отдыхал… имеется в виду, что в субботний день Всевышний сотворил душу мира… и послал изобилие жизненной силы всем сотворенным” (Ор аХаим, Берешит 2:3). В этом и заключается возвышенное постижение, обретенное нами в начале стиха: “Ибо шестью днями сделал Г-сподь…”, как сказал Ор аХаим, которого мы привели в начале эссе: “… в момент творения Всевышний создал энергию в мире только на шесть дней… и сотворил Всевышний один день, в который Он снова дает душу миру для существования в течение еще шести дней…”.
Это и есть круговой порядок — полная мера дней: “Выходит, что все шесть дней действия есть ответвления субботы… потому неделя также называется “Шабатом”… Ибо они — ответвления, которые возвращаются к субботе и всегда начинаются заново…” (Шла)
Теперь у нас есть понимание вопроса, который мы задали выше: как суббота, последняя в развитии дней, становится их главой и дает им благодать и благословение? Это Царица-суббота возвращается и возносится главой надо всеми. Она возвышается в седьмой день, будучи венцом всего мироздания. Поймите все это хорошенько.
«Ибо шестью днями сделал Г-сподь небо и землю, а в день седьмой покоился и отдыхал».
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Раби Шимон удостоился того, что изучал Тору на равных со своим великим наставником: в Мишне приведено множество дискуссий и законодательных споров между ним и р. Акивой
р. Ури Калюжный
Когда евреи объединяются, они могут потребовать даже у самого раби Шимона бар Йохая спуститься к ним и выполнить их просьбы.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Еврейские притчи»
По материалам журнала «Мир Торы»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Исроэль-Меир Лау
Смысл и обычаи наступающего дня.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тридцать третий день счета Омера
Рав Арье Кацин
Как заслужить прощение? Этот вопрос занимает многих евреев в преддверии Дня Прощения — Йом Кипур. Даже те евреи, которые не знают молитв, считают своим долгом прийти в синагогу хотя бы раз в году в Йом Кипур. Великий смысл Судного Дня заключается в том, что этот день мы учимся прощать. «Того, кто прощает людей, прощают на Небесах», — учит Талмуд.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В книгах написано, что день смерти пророка Моше был траурным, потому что Моше оплакивал свою кончину, убедившись, что ему не дано войти в Святую Землю