Из цикла «Суббота, праздники, будни», темы: Эрув, Шаббат, Зеев Гринвальд, Запреты в Субботу
Законы переноса в субботу с одной территории на другую и ערובין — «эрувин», «объединение» территорий и владений
82. Эти законы рассматривают следующие проблемы: запрет переноса вещей с территории одного вида на территорию другого (см. ниже), запрет переноса на расстояние в 4 амот по многолюдной (по условиям, определяемым законом) территории—רשות הרבים — «решут а-рабим».
83. Определения различных видов территорий: רשות היחיד — «решут а-яхид»; רשות הרבים — «решут а-рабим»; כרמלית — «кармелит»; —מקום פטור «маком птур».
Территорией «решут а-рабим» считаются улицы и площади шириной по крайней мере 16 амот (см. ниже), не имеющие над собой крыши или какого-либо покрытия и не ограниченные стенами в начале или в конце, или же ограниченные стенами, но так, что они имеют вход и выход, расположенные друг против друга и не закрывающиеся по ночам; сюда же относятся междугородние шоссе, удовлетворяющие тем же условиям. Все углубления и выступы на территории «решут а-рабим», размер которых не больше 3 тфахим, включаются в «решут а-рабим». Есть мнение, что имеется и еще одно дополнительное условие для того, чтобы территория считалась «решут а-рабим»: по ней должны проходить 600 тысяч человек достаточно часто (а, согласно другому мнению, она должна быть предназначена для пользования 600 тысяч человек, даже если они не проходят по ней часто). «Решут а-яхид» — территория площадью по крайней мере 4 на 4 тефаха, ограниченная перегородками высотой 10 тфахим или больше. «Решут а-яхид» являются углубления и выступы на территории «решут а-рабим», площадь которых — 4 на 4 тефаха или больше, высота или глубина — 1 0 тфахим или больше. Большой предмет высотой по крайней мере 10 тфахим и шириной 4x4 тефаха (например, шкаф, ящик, машина и т.д.), находящийся на территории «решут а-рабим», образует «решут а-яхид», и нельзя вынимать из него или помещать в него вещи с окружающей территории. 84. «Кармелит» — территория площадью не меньше 4x4 тефаха, но отдаленная от «решут а-рабим» перегородками размером лишь от 3 до 10 тфахим. И рвы или насыпи упомянутых размеров, а также все места, где редко ходят люди, и неограниченные по законам «решут а-яхид» поля, пустыни, реки, моря и т.п. — все это относится к категории «кармелит» «Маком птур» — территория меньше, чем 4 тефаха длиной или шириной. Как будет сказано ниже, нельзя переносить предметы из «кармелит» в «решут а-рабим» или «решут а-яхид», а из них — в «кармелит». Тэфах: по мнению Хазон Иш — 9,6 см, а по мнению раввина Хаим Наэ — 8 см. Ама (ама=6 тфахим): по мнению Хазон Иш — 57,6 см, а по мнению раввина Хаим Наэ — 48 см. 85. Законы и определения, изложенные выше, включают много дополнительных подробностей и рассмотреть их полностью в этой книге невозможно. Эти законы следует подробно изучить по книгам законоучителей, и в каждом сомнительном случае надо обращаться к раввину. Ниже перечислены лишь основные законы. 86. Кроме одежды, в которую одет человек, запрещено в субботу переносить в руке, в карманах, перебрасывать, передавать, перекатывать какие бы то ни было предметы из «решут а-яхид» в «решут а-рабим» или наоборот, а также из «кармелит» в «решут а-рабим» или «решут а-яхид» или наоборот. Предметы, являющиеся «мукце» (см. ниже), нельзя в субботу перемещать вообще, даже в пределах одной и той же территории. Существуют законы, указывающие, каким образом соединить две разделенные территории, чтобы можно было переносить предметы с одной из них на другую. Это соединение называется «эрув». Законы, связанные с ним, очень сложны, поэтому «эрув» должны делать сведущие в законах люди. 87. Нельзя переносить предметы по территории «решут а-рабим» или «кармелит» на расстояние в 4 амот и больше. 88. Можно переходить из территории одного типа на территорию другого или проходить расстояние в 4 амот в «решут а-рабим», даже если одеты украшения, при следующих условиях: — нельзя нести их в руках или в карманах, а следует надеть их на себя таким же образом, как и в будни; — женщина не должна надевать такого рода украшения, которые иногда снимают, чтобы показать другим; — нельзя надевать украшения, прикрепленные к телу или к одежде непрочно, так как если они упадут, можно, забывшись, поднять их и перенести запрещенным образом. Законы использования украшений в субботу имеют много деталей, которые следует подробно изучить. תחום שבת — «тхум шабат» 89. Существует также запрет отдаляться в субботу на расстояние в 2000 амот от города, поселка и т.д., где человек находится в субботу, даже ничего с собой не перенося. Это расстояние — 2000 амот от предела населенного пункта — называется «тхум шабат» — «субботние границы». Посредством ערובי תחומים — «эрувей тхумим», «смешения границ» — возможно отдалить границу субботы в одном определенном направлении больше, чем на 2000 амот. Это может сделать только человек, хорошо разбирающийся в законах «эрувин».
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Раби Шимон удостоился того, что изучал Тору на равных со своим великим наставником: в Мишне приведено множество дискуссий и законодательных споров между ним и р. Акивой
р. Ури Калюжный
Когда евреи объединяются, они могут потребовать даже у самого раби Шимона бар Йохая спуститься к ним и выполнить их просьбы.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Еврейские притчи»
По материалам журнала «Мир Торы»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Исроэль-Меир Лау
Смысл и обычаи наступающего дня.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тридцать третий день счета Омера
Рав Арье Кацин
Как заслужить прощение? Этот вопрос занимает многих евреев в преддверии Дня Прощения — Йом Кипур. Даже те евреи, которые не знают молитв, считают своим долгом прийти в синагогу хотя бы раз в году в Йом Кипур. Великий смысл Судного Дня заключается в том, что этот день мы учимся прощать. «Того, кто прощает людей, прощают на Небесах», — учит Талмуд.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В книгах написано, что день смерти пророка Моше был траурным, потому что Моше оплакивал свою кончину, убедившись, что ему не дано войти в Святую Землю