Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Виленский Гаон, Изучение Торы, Рав Александр Кац, Раби Хаим из Воложина, Ешива Воложин
Раби Йеошуа-Эшиль бар Элияу-Зеев Левин (Алиёт Элияу; 5578-5644 /1818-1884 гг.) — авторитетный законоучитель, первый биограф Виленского Гаона.
Был женат на внучке руководителя воложинской ешивы р. Ицеле Воложинера. Отредактировал и подготовил к изданию книгу р. Хаима Воложинера Руах ахаим (Дыхание жизни).
Составил первое подробное жизнеописание Виленского Гаона. Эта книга, получившая название Алиёт Элияу («Восхождение Элияу»), вышла в свет в виленской типографии Й.-Р. Ромма в 5616 /1856/ году.
Основную часть биографических материалов предоставили ему р. Элияу Раголер и р. Давид Лурия из Быхова (Радаль), которые записали их со слов родственников, учеников и ближайших последователей Виленского Гаона. В предисловии к этой биографии составитель писал: «Мы хотим поведать об исключительной праведности Гаона и о святости его путей и поступков, …чтобы сердца всех людей потянулись за ним».
Р. Левин включил в свою книгу описания целого ряда «чудесных событий, превосходящих возможности человеческого понимания, …не упуская ничего из того, о чем поведали великие мудрецы — современники Гаона, наблюдавшие все описанные события своими глазами».
Эта часть книги, связанная с явлениями сверхъестественного порядка, вызвала насмешки и протесты со стороны «просветителей» — поскольку приведенные в книге многочисленные свидетельства разрушали созданный ими иллюзорный образ Гаона: рационалиста, философа и «первого просветителя».
В ответ на подобную критику р. Левин сказал одному из виленских «просветителей»: «Если вы не можете поверить в то, что я написал о жизни Гаона, …значит вы не верите и в те чудеса, о которых рассказывают мудрецы Талмуда: чудеса, произошедшие с раби Пинхасом бен Яиром, раби Ханиной бен Досой и другими праведниками древности. Вся проблема в том, что ваше сознание уже отравлено безверием и атеизмом. …Я должен сказать вам, что все, что я рассказал в книге Алиёт Элияу о мудрости и святости Виленского Гаона, лишь небольшая часть всей картины — ибо нет предела его величию: его могучий ум открывал ему сокровенные тайны, доступные прежде только мудрецам эпохи Мишны и Талмуда» (Р. Дов Элиах, Гаон с. 526).
Р. Левин отличался исключительной усидчивостью и усердием при изучении Торы.
Однажды его спросили, откуда он берет силы для стольких часов непрерывных занятий. Он ответил с легкой улыбкой: «В этом проявляется не усидчивость, а лень — когда я сажусь за Талмуд, мне уже лень подняться» (Гдолей адорот).
Плодом его талмудических исследований стали развернутые примечания к сборнику мидрашей Мидраш раба, а также книги Майеней Йеошуа (Родники Йеошуа) и Циюн Йерушалаим (Память Иерусалима).
В 5631 /1871/ году р. Левин стал главным раввином Праги.
В последние годы жизни он возглавлял ашкеназскую общину Парижа, заменив там р. Исраэля Салантера, последователем которого он являлся.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Раби Шимон удостоился того, что изучал Тору на равных со своим великим наставником: в Мишне приведено множество дискуссий и законодательных споров между ним и р. Акивой
р. Ури Калюжный
Когда евреи объединяются, они могут потребовать даже у самого раби Шимона бар Йохая спуститься к ним и выполнить их просьбы.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Еврейские притчи»
По материалам журнала «Мир Торы»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Исроэль-Меир Лау
Смысл и обычаи наступающего дня.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тридцать третий день счета Омера
Рав Арье Кацин
Как заслужить прощение? Этот вопрос занимает многих евреев в преддверии Дня Прощения — Йом Кипур. Даже те евреи, которые не знают молитв, считают своим долгом прийти в синагогу хотя бы раз в году в Йом Кипур. Великий смысл Судного Дня заключается в том, что этот день мы учимся прощать. «Того, кто прощает людей, прощают на Небесах», — учит Талмуд.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В книгах написано, что день смерти пророка Моше был траурным, потому что Моше оплакивал свою кончину, убедившись, что ему не дано войти в Святую Землю