Из цикла «Даат тфила», темы: Избранность, Гордыня, Скромность, Служение, Еврейская молитва, Царь, Смирение, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек
Место служения нижних находится в сфире Малхут, как мы объяснили в двух предыдущих главах. А основа Малхута Общины Израиля — это получение ими воздействия от Творца. Этим они ставят Его царем нижних миров. Тем самым раскрываются в мироздании пути управления Всевышнего, вся суть которых — приведение всего мира к максимальному получению блага.
Таким образом, мы выяснили важнейший принцип. В служении Израиля посредством принятия воздействия от Всевышнего реализуются все три замысла создания мира. Ведь Всевышний поставил Свое воздействие в зависимость от деяний нижних миров, а вся суть их деяний — предстояние для получения от Него воздействия. Тем самым они приводят к приближению Творца к мирозданию, чтобы присоединиться к нему через все пути Его провидения и управлений. И этим реализуется один из замыслов творения — знание Его путей и эпитетов. И чем сильнее свет Его лика, тем больше изобилие блага в духовном и материальном, и «наполняется земля знанием Г-спода». Отсюда же реализация замысла воздаяния блага. Ведь этот свет Его лика есть само благо: прилепление созданий к Творцу. Вот простое правило: каждый, кто сознательно принимает благо от Творца, занимается Его воцарением. И в конечной точке, когда мироздание преобразуется и достигнет своего совершенства, совершенства получения этого блага, раскроется единство Творца. И это — третий замысел творения.
Это служение Общины Израиля — восприятие своего существования как состояния тотальной нехватки, когда всякое наполнение их реальности зависит от Творца. Они обязаны показать эту свою недостаточность перед Ним, и в таком виде представить свою реальность напротив Него. И чем больше Он воздействует на них благом, чем сильнее прилепятся они к Нему; так преуменьшат они свою реальность в скромности и трепете и аннулируют себя по отношению к Нему. Тайна этого служения известна только Общине Израиля. И она — скрытая причина того, что Всевыший возжелал их. «Не по многочисленности вашей из всех народов возжелал вас Г-сподь и избрал вас, ибо вы меньше всех народов». Сказал Всевышний Израилю: Я возжелал вас потому, что даже в час, когда Я возвеличиваю вас, вы преуменьшаете себя предо Мной. Я дал величие Аврааму, и он сказал предо Мной: «А я — прах и пепел». (Дал величие) Моше и Аарону, а они сказали: «А мы что?» (Дал величие) Давиду, а тот сказал: «А я — червь, а не человек». Но не таковы идолопоклонники: Я дал величие Нимроду, а тот сказал: «Давайте построим нам город», (дал величие) Фараону, а он сказал: «Кто Г-сподь?!», (дал величие) Санхериву, а тот сказал: «Кто из всех богов земель…» (Хулин 89).
Богобоязненность Израиля заключается в абсолютном самоотречении для выполнения воли Творца. Корень такой богобоязненности — в восприятии себя как следствия, существующего только по воле своей Причины. «Мы уже сказали, что суть страха в том, что человек есть следствие своей Причины, и это — истинный страх Б-жий…» (Маараль).
Но восприятие идолопоклонников не таково. Цель их служения — для собственной пользы. Они воспринимают свою реальность как самостоятельно существующую, а «своих богов они держат за пазухой». («Злодеи стоят на своих богах»). Их страх — это опасение, как бы не потерять возможность выполнения своих желаний, а не страх, который служит аннулированию этих желаний. Богобоязненность Израиля проистекает из ощущения их близости к Творцу. Их страх — как бы не пропала любовь, как бы не порвалась эта связь любящих — Б-жественного Присутствия, пребывающего среди них. «Эта богобоязненность, идущая от любви — она выше всего» (Маараль).
Народы мира «служат для себя», их служение — притяжение блага для них самих. А корень желания Израиля: «Наше желание — исполнять Твою волю». Все стремление Израиля — получать воздействие Всевышнего, чтобы передать это благо всему мирозданию. Для существования Общины Израиля, для существования всех миров, для поддержки связи Творца с мирами… Эта их работа и есть «служение как потребность Всевышнего».
Так мы объясняем приведенные выше слова раби Моше Кордоверо о трех основных аспектах служения в сфире Малхут. Теперь мы понимаем, каким образом в служении в сфире Малхут реализуются три замысла создания мира.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Раби Шимон удостоился того, что изучал Тору на равных со своим великим наставником: в Мишне приведено множество дискуссий и законодательных споров между ним и р. Акивой
р. Ури Калюжный
Когда евреи объединяются, они могут потребовать даже у самого раби Шимона бар Йохая спуститься к ним и выполнить их просьбы.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Еврейские притчи»
По материалам журнала «Мир Торы»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Исроэль-Меир Лау
Смысл и обычаи наступающего дня.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тридцать третий день счета Омера
Рав Арье Кацин
Как заслужить прощение? Этот вопрос занимает многих евреев в преддверии Дня Прощения — Йом Кипур. Даже те евреи, которые не знают молитв, считают своим долгом прийти в синагогу хотя бы раз в году в Йом Кипур. Великий смысл Судного Дня заключается в том, что этот день мы учимся прощать. «Того, кто прощает людей, прощают на Небесах», — учит Талмуд.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В книгах написано, что день смерти пророка Моше был траурным, потому что Моше оплакивал свою кончину, убедившись, что ему не дано войти в Святую Землю