Темы: Греки, Маккавеи, Ханукальные свечи, Рав Гавриэль Фельдман, Ханука, Ассимиляция, Справедливость, Единство еврейского народа
В Израиле есть евреи, которые искренне верят в то, что еврейская власть несправедлива к арабскому населению, и пытаются по мере сил вредить израильской армии. В Кнессет не пустили трех помощниц депутатов, которые были нескромно одеты и нарушали тем самым правила нахождения в этом здании, поэтому на следующий день нескромно оделись еще десять помощниц, чтобы поддержать коллег и восстановить справедливость.
Я пишу эту колонку за неделю до Хануки — еврейского народного праздника. Народного в том смысле, что его с радостью отмечают очень многие, в том числе абсолютно светские евреи. Это такой теплый семейный праздник в холодное время года: красиво горят свечи, тают во рту пончики. Многие приезжающие в Израиль воспринимают Хануку как субститут зимних праздников, играющих огром-ную роль в культуре стран исхода, и это одна из причин почему, к большому сожалению, не вполне корректно считать Хануку чем-то объединяющим еврейский народ.
Рав Аарон Котлер основал ешиву «Лейквуд» и сыграл ключевую роль в возрождении религиозной общины в США. В те дни в Хануку во многих домах на подоконниках горели уже не свечи, а электрические ханукии с лампочками — так было больше похоже на рожденственские гирлянды. Рассказывают, что рав Котлер не мог обойти всех — ему бы не хватило ни сил, ни времени. Поэтому он заходил знакомиться к тем евреям, у которых еще горели свечи. Тогда настоящие свечи были индикацией определенной степени традиционности. Сегодня зажигать настоящие свечи даже модно, и сами по себе они уже ничего не рассказывают о человеке, который их зажигает.
Это Йом Кипур у религиозных со светскими более-менее один и тот же, а про Хануку этого, увы, не скажешь — Хануки у нас пока что разные. Да, свечи горят и там, и там, и повсеместно, махнув рукой на калории, евреи поедают пончики. Дети из семей любой степени религиозности, включая нуле-вую, играют в ханукальный волчок. Однако на этом сходства заканчиваются и начинаются принципиальные различия.
В светском обществе принято подверстывать Хануку под современную ситуацию: говорить о восстановлении национальной государственности, проводя параллель с возникшим в середине ХХ века государством Израиль. У религиозных Ханука наполнена совсем другим смыслом, который остается неизменным вот уже более 2000 лет, с тех самых пор, как ханукальные события были отрефлексированы и стали важ-ной частью еврейского календаря. Для соблюдающих евреев зажигание ханукальных свечей — это нечто намного большее, нежели просто красивый обычай. Это заповедь, и она важна настолько, что человек, у которого нет денег на свечи, обязан продать ради их приобретения собственную одежду.
Религиозный смысл Хануки не нравится светскому обществу . Более того, для светского общества он совершенно неприемлем. Ведь что, по сути, празднуют «пейсатые»? Они празднуют вопиющую не-справедливость — чудесную военную победу горстки повстанцев-ультраортодоксов, одержанную в ситуации, которая любому разумному человеку представлялась абсолютно безнадежной. Причем ладно бы еврейские партизаны просто извели каким-то образом несколько греко-сирийских армий — так нет же, они сражались не только против оккупантов, но и против «своих»: религиозные фанатики победили в гражданской войне, одолев своих же соплеменников, которых пленила «великая греческая культура». В те дни, конечно, почти не наблюдалось евреев, не знающих, что такое еврейство, но все же тогда, как и сегодня, очень многим еврейство было в тягость. И вот пришли «досы» и лишили самую про-грессивную часть общества возможности растовориться во всем греческом и заодно растворить в нем остальных.
Восстанию предшествовала греческая экспансия. В Иудее началась эллинизация — сперва ползучая и мирная, а после предельно жесткая, сопровождающаяся небывалыми прежде гонениями на все еврей-ское. Местное население лишили права открыто соблюдать еврейскую традицию и жить по Торе. Царь Антиох IV Епифан осквернил Иерусалимский Храм, задумав превратить его в место поклонения Зев-су. Написано, что восставшие понимали: шансов на победу у них нет. Тем не менее, попросту смириться с происходящим они отказывались, предпочитая смерть.
Великую греческую культуру наши мудрецы называют «тьмой». Чудесная победа Хашмонаим и их сторонников помогла еврейскому народу сохраниться и сохранить Тору. Сотни лет огоньки ханукальных свечей светили нам в ночи Изгнания, напоминая о том, что для того чтобы рассеять тьму достаточно совсем немного света.
Политическая независимость еврейского государства не была для восставших самоцелью. Свой клич — «Кто за Б-га — ко мне!» — они позаимствовали у Моше Рабейну, и как колено Леви, при-шедшее на зов Моше со своими мечами, они сражались, в первую очередь, за Царя праведного и справедливого — за Б-га Израиля. Откуда мы это знаем? Из простого факта: как было сказано выше, Хашмонаим победили, хотя их шансы были равны нулю. Всевышний решил, что это будет справедливо.
Мы зажигаем свечи в память об открытом чуде с кувшинчиком масла — с единственным обнаруженным в освобожденном Храме кувшинчиком, который не был осквернен идолопоклонниками. Мас-ла в кувшинчике хватало на один день, но в итоге оно продолжало гореть в Храмовой Меноре целых восемь дней, пока не принесли новое чистое масло. Это великое чудо, явленное Всевышним в эпоху «Сокрытия Лика» и «греческой тьмы», как явный знак, как однозначное подтверждение того, что Он по-прежнему с нами, что мы Ему не безразличны, что Его Присутствие не покидало наш «стан», и что военная победа тех, кто остался верен Ему — такое же чудо, как нарушение законов физики в истории с маслом.
Из журнала Мир Торы
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Раби Шимон удостоился того, что изучал Тору на равных со своим великим наставником: в Мишне приведено множество дискуссий и законодательных споров между ним и р. Акивой
р. Ури Калюжный
Когда евреи объединяются, они могут потребовать даже у самого раби Шимона бар Йохая спуститься к ним и выполнить их просьбы.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Еврейские притчи»
По материалам журнала «Мир Торы»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Исроэль-Меир Лау
Смысл и обычаи наступающего дня.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тридцать третий день счета Омера
Рав Арье Кацин
Как заслужить прощение? Этот вопрос занимает многих евреев в преддверии Дня Прощения — Йом Кипур. Даже те евреи, которые не знают молитв, считают своим долгом прийти в синагогу хотя бы раз в году в Йом Кипур. Великий смысл Судного Дня заключается в том, что этот день мы учимся прощать. «Того, кто прощает людей, прощают на Небесах», — учит Талмуд.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В книгах написано, что день смерти пророка Моше был траурным, потому что Моше оплакивал свою кончину, убедившись, что ему не дано войти в Святую Землю