Из цикла «Живи Верой», темы: Воскрешение из мертвых, Цель творения, Материя, Душа, Рамбам, Будущий мир, 13 принципов веры, Рав Моше Шапиро
На отношение Рамбама к воскрешению мертвых есть намек в его предисловии к главе «Хелек», там, где он добавляет к определению Основы: «И знай, что человек должен обязательно умереть и распасться на составные части, из которых был соединен». Подробно его точка зрения расписана в статье «Воскрешение мертвых». Там он говорит, что «воскрешение мертвых» станет частью того, что произойдет в период Машиаха. Тогда души вернутся в тела и заживут жизнью необычайно долгой и хорошей. Но и у этой жизни будет предел, и после нее наступит Будущий мир, в котором [у человека] уже не будет тела.
Рамбан же считал, что Будущий мир будет вместе с телом, но с таким, для поддержания которого необходимо «излияние святости», а не еда и питье. Вот что он говорит об этом: «Будущий мир — это не мир душ (который наступает сразу после смерти). Это мир, сотворенный уже готовым, где люди найдут воскрешение, с телом и душой… ведь постоянство бытия души — в ее единении с Высшим разумом, подобно ангелам, а власть души над телом нивелирует телесную природу настолько, что и тело начинает существовать, как душа: без еды и питья».
Рамбам считал, что для тела просто нет места в рамках Будущего мира, как цитирует Рамбан (конце книги «Врата воздаяния») из его «Свитка воскрешения мертвых»: «Мы верим, и это верно с точки зрения любого разумного человека, что обитатели Будущего мира — это души без тел, подобные ангелам. А доказательство этому в том, что тело составлено из инструментов, необходимых для действий души. А тело в целом существует для одной цели — поглощения пищи ради поддержания самого тела, и порождения им своего подобия, ради сохранения вида. А когда эти цели потеряют смысл, в нем не будет нужды в Будущем мире.
Так об этом и говорили многие мудрецы, объясняя высказывание: “Нет там ни еды, ни питья, и нет размножения…” (Брахот 17а). Поэтому они утверждали, что там (в Будущем мире) нет тела, — ведь Всевышний, благословен Он, не создает ничего бесполезного — все, что Творец делает, Он делает ради чего-то. Не могут Его деяния уподобиться деяниям идолопоклонников: “глаза у них[1], но они не видят, уши у них, но не слышат”».
Как мы видим, поскольку тело главным образом существует для поддержания самого себя: для еды, питья и прочего, а такие потребности, по всеобщему согласию, не существуют в Будущем мире, невозможно, чтобы там было и тело. Ведь Всевышний не делает бессмысленных вещей.
Рамбан здесь не объясняет прямо, какова, по его мнению, необходимость тела в мире, где обычные функции тела не действуют. Но он приводит подтверждение своим словам из слов мудрецов. Одно из доказательств основано на Мишне и ее объяснении Гемарой в начале главы «Хелек» (Сангедрин 90а): «У каждого еврея есть доля в Будущем мире, а вот те, у кого нет доли в Будущем мире: утверждающий, что нет воскрешения мертвых в Торе…». И в Гемаре это объясняется так: «Он отрицает воскрешение мертвых, поэтому у него не будет удела с ними». Как мы видим, понятие «Будущий мир» относится к тем, кто восстанет из мертвых, как и утверждает Рамбан.
Но Рамбам ответил бы на это, что награда разделена на две части — есть жизнь после воскрешения мертвых, но это еще не Будущий мир, который и есть конечная цель, а в нем жизнь уже без тела. Как и сказано в приведенном им отрывке Талмуда: «В Будущем мире нет ни еды, ни питья, ни размножения, ни торговых операций, а только праведники сидят, и короны у них на головах, и они наслаждаются сиянием “Б-жественного присутствия”» (Брахот 17а). Как мы видим, в Будущем мире нет никакого смысла в наличии тела.
Как мы поняли, Рамбам считал, что воскрешение мертвых произойдет в эпоху Машиаха, и тело, полученное человеком тогда, не сохранится в Будущем мире, который и есть конечная цель. Но очевидно, что переход от жизни после воскрешения к Будущему миру происходит без смерти. Само воскрешение приходит для того, чтобы отменить смерть: «Поглотил смерть навеки» (Йешаяу 25:8). Предположение, что человек воскреснет ради того, чтобы потом умереть снова, бессмысленно, ибо отрицает само себя. Смерть была приговором Адаму за грех, а воскрешение исправляет и грех, и его последствия.
Переход в Будущий мир, то есть переход от ограниченной жизни к жизни без границ, не совершится посредством смерти. Это переход совершенно иной природы, подобный тому, как вознесся на небеса пророк Элияу. С ним уже в этом мире произошло то, что может стать примером, как именно можно оставить низменное в своей материальности тело, присущее этому миру, и перейти к жизни в теле, способном существовать вечно. Именно так следует понимать мишну в конце трактата Сота: «Рав Пинхас бен Яир сказал: “Расторопность приводит к чистоте, чистота приводит к просветленности… а благочестие приводит к духу Святости, а дух Святости приводит к воскрешению мертвых — а воскрешение мертвых пришло благодаря Элияу, доброй памяти”.»
Как мы видим, источником понятия «воскрешение мертвых» служит именно история Элияу. Именно он жив и существует в мире, миновав смерть, на которую был обречен Адам. Именно Элияу принес в мир жизнь, в которой не может быть смерти. Его жизнь и есть образец жизни после воскрешения. С этим согласен и Рамбам.
Когда человек покидает свой прежний уровень, продвигаясь и достигая следующего, предшествующий уровень оказывается только инструментом и средством и уже не имеет собственной ценности; он уходит после того, как человек удостоился нового уровня.
После воскрешения мертвых жизнь будет похожа на жизнь Элияу. Тело исчезнет само собой в силу его бесполезности, как нечто, исполнившее свою роль и потерявшее смысл своего существования. Такова точка зрения Рамбама, — ведь Всевышний не делает ничего, что не имело бы смысла. И после того как что-либо исполнило свое назначение, и в нем больше нет нужды, оно исчезает само собой, — ведь любое бытие вызвано некоей необходимостью.
[1] «Они» — это результаты действий идолопоклонников: истуканы, сделанные их руками.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Раби Шимон удостоился того, что изучал Тору на равных со своим великим наставником: в Мишне приведено множество дискуссий и законодательных споров между ним и р. Акивой
р. Ури Калюжный
Когда евреи объединяются, они могут потребовать даже у самого раби Шимона бар Йохая спуститься к ним и выполнить их просьбы.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Еврейские притчи»
По материалам журнала «Мир Торы»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Исроэль-Меир Лау
Смысл и обычаи наступающего дня.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тридцать третий день счета Омера
Рав Арье Кацин
Как заслужить прощение? Этот вопрос занимает многих евреев в преддверии Дня Прощения — Йом Кипур. Даже те евреи, которые не знают молитв, считают своим долгом прийти в синагогу хотя бы раз в году в Йом Кипур. Великий смысл Судного Дня заключается в том, что этот день мы учимся прощать. «Того, кто прощает людей, прощают на Небесах», — учит Талмуд.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В книгах написано, что день смерти пророка Моше был траурным, потому что Моше оплакивал свою кончину, убедившись, что ему не дано войти в Святую Землю