Из цикла «Еврейский дом», темы: Муж и Жена, Еврейский дом, Критика, Рав Симха Коэн
Зачастую критиканы преуменьшают роль положительного действия, которое сделал супруг. Элиэзер постарался и пришел домой раньше обычного, чтобы его супруга могла пойти на лекцию, которую очень хотела послушать. Жена очень обрадовалась, когда он вернулся домой, но, как только он появился в дверях, она сказала ему: Раз уж ты приложил усилия и пришел пораньше, жаль, что ты не пришел еще часом раньше, когда ребенок еще не спал.
Такое высказывание — неправильно и неконструктивно, поскольку Элиэзер сделал усилие, чтобы вернуться домой пораньше, и нужно его за это похвалить. Фраза «жаль, что ты не пришел на час раньше» воспринимается им как «моя жена не понимает, какие усилия я приложил, чтобы прийти, и поэтому она выдвигает дополнительные требования».
А вот если бы супруга похвалила его за его старание прийти раньше, а назавтра еще раз отметила бы это и добавила, что и ребенок был бы очень рад его видеть, то было бы понятно, что она хотела сказать, что нужно вернуться еще раньше. И в следующий раз, когда она попросит его прийти пораньше с работы, чтобы она смогла пойти на лекцию, она сможет добавить: Я буду тебе очень благодарна, если ты вернешься домой в такое время, что и ребенок тебя увидит — он очень обрадуется. Логично предположить, что такая просьба будет воспринята им положительно.
Еще один пример: Аяла печет пироги, и все хвалят их неповторимый вкус. Однако муж ругает ее за это. Каждый раз после того как она испекла пирог, он говорит ей: «Твои пироги ничего не стоят, потому что ты оставляешь грязный стол на кухне!» Возможно, его критика справедлива, но не нужно преуменьшать то хорошее, что она делает. Чтобы продвинуть вопрос уборки стола после выпечки, лучше начать с положительного: «Ты печешь вкусные пироги, и я был бы еще более рад вкушать их, если бы ты соблаговолила мыть стол по завершении печения».
Иногда один супруг просит другого сделать или купить что-то. Когда просьба выполнена, супруг возмущается: «Я не это имел в виду, это очень неудачно, лучше бы ты не делал…» Можно понять критика и его неудовольствие по поводу того, что его ожидания не оправдались. Но когда действие или покупка были сделаны от чистого сердца, критика звучит очень обидно: ведь супруг ожидал благодарности за выполненную просьбу, а в ответ — жесткая критика. Поэтому, прежде всего, следует поблагодарить за выполнение просьбы, и после этого супруг будет в состоянии лучше понять, почему вас не удовлетворило его действие.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Раби Шимон удостоился того, что изучал Тору на равных со своим великим наставником: в Мишне приведено множество дискуссий и законодательных споров между ним и р. Акивой
р. Ури Калюжный
Когда евреи объединяются, они могут потребовать даже у самого раби Шимона бар Йохая спуститься к ним и выполнить их просьбы.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Еврейские притчи»
По материалам журнала «Мир Торы»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Исроэль-Меир Лау
Смысл и обычаи наступающего дня.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тридцать третий день счета Омера
Рав Арье Кацин
Как заслужить прощение? Этот вопрос занимает многих евреев в преддверии Дня Прощения — Йом Кипур. Даже те евреи, которые не знают молитв, считают своим долгом прийти в синагогу хотя бы раз в году в Йом Кипур. Великий смысл Судного Дня заключается в том, что этот день мы учимся прощать. «Того, кто прощает людей, прощают на Небесах», — учит Талмуд.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В книгах написано, что день смерти пророка Моше был траурным, потому что Моше оплакивал свою кончину, убедившись, что ему не дано войти в Святую Землю