Из цикла «Еврейский дом», темы: Ложь, Муж и Жена, Комплименты, Общение супругов, Еврейский дом, Симха Коэн, Любовь к ближнему
Об истине и лжи в похвале
Творец мира ненавидит ложь, и в Торе сказано: «Удаляйся от лжи», а не просто «не лги». Но поскольку мир и близость между людьми, между мужем и женой более важны, Тора разрешила говорить вещи, не соответствующие истине, и даже обязала и заповедала так поступать, если это — единственная возможность водворить мир между людьми.
Рав Деслер в книге «Михтав меЭлияу» прекрасно определяет позицию истины и лжи в межличностном общении:
«В начале нашего воспитания мы понимали, что “истина” — это когда рассказывают факты, как они есть, а “ложь” — это когда изменяют их. Но есть много ситуаций, когда это не так. Иногда нельзя говорить то, что есть, например, рассказывать об изъянах товарища без пользы и без необходимости. А иногда нужно как раз изменить истине, когда правда принесет ущерб, а не пользу. Ибо тогда то, что кажется истиной, на самом деле ложь, поскольку приводит к негативным последствиям. А то, что кажется ложью, приводит к истинной цели».
Далее он определяет, что такое «истина», а что такое «ложь»:
«Выходит, что истина — это то, что приводит к добру и к исполнению воли Творца, а ложь — то, что дает успех делам Родоначальника лжи, силам зла».
Поэтому, утверждает рав Деслер, когда пользуются истиной, чтобы получить негативный результат, те самые слова, соответствующие на самом деле действительности, считаются «ложью». Потому что если конечной целью является зло, то все, что приводит к негативному результату, тоже считается злом.
С другой стороны, когда ставится цель помочь другому человеку, а не выиграть что-то для себя, и помочь можно только с помощью высказываний, не соответствующих действительности, мы обязаны их сказать, и они считаются «правдой».
И действительно, наши Мудрецы в трактате «Дерех эрец зута» установили: «Всякая ложь запрещена, но можно изменять вещи, чтобы водворить мир между человеком и его ближним».
Говорить другому то, что он хочет слышать
Установка говорить человеку вещи, не соответствующие действительности, но которые могут ему помочь, напрямую упоминается в трактате Ктубот (16):
«Учили учителя: Как пляшут перед невестой? (Что говорят о невесте перед женихом?)
Ученики Шамая говорят: “Невеста такая, как она есть” (Говорят то, что действительно отражает ее внешний вид).
Ученики Гилеля говорят: “Невеста красива и благочестива” (т.е. прославляют ее красоту, даже если это далеко не так».
Сказали ученики Шамая ученикам Гилеля: А если она горбата или слепа, тоже говорят ей «красивая и благочестивая невеста»?! А ведь Тора сказала: «Отдались ото лжи!»
Сказали ученики Гилеля ученикам Шамая: По вашему мнению, если товарищ купил на рынке плохой товар, нужно хвалить этот товар или порочить его при нем? Разумеется, необходимо хвалить его при нем (Ведь и по вашему мнению, если человек купил товар, а его друг находит в нем порок, и невозможно сдать его обратно, вы тоже согласны, что следует хвалить эту вещь, а не упоминать ее дефект. То же и в нашей ситуации: раз этот жених уже взял некрасивую невесту, нужно хвалить ее при нем, даже если она не такова).
Мудрецы учили отсюда важный принцип: «Всегда нужно делать человеку то, что он хочет». То есть, правильное поведение — это говорить и делать ему не то, что хочется вам, а то, что ему нужно и что он хочет слышать, даже если в ваших глазах это неправильно.
Маараль объясняет данный отрывок Талмуда: когда человеку говорят вещи, соответствующие его мнению, они не считаются ложью, даже если говорящему реальность кажется иной. Поэтому следует говорить жениху, что его невеста красива, даже если это неверно. Ибо это не называется ложью. И хотя невеста сама по себе не красива и не мила, по отношению к мужу, который ее выбрал, она мила, ведь он женился на ней, и она ему понравилась… И мы восхваляем ее со стороны жениха — ведь с его точки зрения она красива.
Когда я спрашиваю супругов, почему они не хвалят друг друга, выясняется, что самый распространенный барьер: «это ложь». Но и эти супруги согласятся, что если бы они родились в семье, где принято друг друга хвалить, им это было бы несложно сделать, и у них не возникало бы ощущения, что их комплименты лживы в своей основе. Значит, проблема не в том, истинна или ложна похвала, а в том, приучены ли они хвалить. Поэтому, если эти супруги будут постоянно выполнять указание Талмуда о том, что следует говорить друг другу то, что человек любит слышать, то через какое-то время, когда они привыкнут говорить комплименты, мнимый барьер лжи исчезнет, и у них возникнет естественная склонность хвалить друг друга.
Многие спрашивают, не является ли преувеличенная похвала лестью. Но большинство законоучителей отмечает, что лесть запрещена, только если она говорится, чтобы поддержать злодеев или чтобы несправедливо использовать того, кому льстят. Если же цель позитивна, то это вообще не лесть. Книга «Орхот цадиким» прямо советует: «Льстите жене, чтобы в доме был мир».
Из книги «Еврейский дом»
C любезного разрешения организации «Мишпаха кеАлаха»
Читайте также: тема Еврейский дом
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Раби Шимон удостоился того, что изучал Тору на равных со своим великим наставником: в Мишне приведено множество дискуссий и законодательных споров между ним и р. Акивой
р. Ури Калюжный
Когда евреи объединяются, они могут потребовать даже у самого раби Шимона бар Йохая спуститься к ним и выполнить их просьбы.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Еврейские притчи»
По материалам журнала «Мир Торы»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Исроэль-Меир Лау
Смысл и обычаи наступающего дня.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тридцать третий день счета Омера
Рав Арье Кацин
Как заслужить прощение? Этот вопрос занимает многих евреев в преддверии Дня Прощения — Йом Кипур. Даже те евреи, которые не знают молитв, считают своим долгом прийти в синагогу хотя бы раз в году в Йом Кипур. Великий смысл Судного Дня заключается в том, что этот день мы учимся прощать. «Того, кто прощает людей, прощают на Небесах», — учит Талмуд.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В книгах написано, что день смерти пророка Моше был траурным, потому что Моше оплакивал свою кончину, убедившись, что ему не дано войти в Святую Землю