Из цикла «Главы из книги «Тайна восемнадцати благословений»», темы: Амида, Тшува, Еврейская молитва, Давид Штайнойз, Связь с Творцом
Возврати нас, Отец наш, к Торе Твоей,
И приблизь нас, Царь наш, чтобы мы служили Тебе,
И верни нас к искреннему раскаянию перед Тобою!
Благословен Ты, Всевышний, желающий (нашего) возвращения!
Почему возвращение к Всевышнему связано с тремя именно этими просьбами?
К Отцу — возвратить. К Царю — приблизить, чтобы служить. А ещё — вернуть нас в раскаянии?
— Каждая из них касается своей, особой, грани в наших отношениях с Творцом. Отдаляясь от Б-га, еврей уподобляется троим:
Каждое из названных уподоблений соответствует определённому аспекту нашей связи со Всевышним.
В час дарования Торы, говорит Гемара[1], состоялась «свадьба» между общиной Израиля и Торой. Всевышний, отец невесты, «выдал» Тору, — любимую дочь, — «за» народ Израиля. Еврей, отвергнувший Тору, тем самым отвергает Всевышнего.
Всевышний — Властелин вселенной. Его приказы — заповеди, заключённые в Торе. Отбросив заповеди, еврей восстаёт против Хозяина мира.
Создатель заключил с народом Израиля союз любви. Цель Торы и заповедей не только и не столько сделать нас рабами Всевышнего или вручить нам Тору как Б-жественный документ. Главное назначение всего этого — прилепить нас к Нему.
Так любящий муж приближает к себе жену.
Нарушая заветы Б-га, мы разрываем «супружеский» союз. Идя против Торы, мы нарушаем брачный договор. Оставляя, не дай Б-г, еврейство, — изменяем любящему Супругу.
Раскаяние осуществляется этими же тремя путями. Мы возвращаемся к Б-гу через Его дочь — Тору. Выполняя заповеди, мы подчиняемся Его Воле, словно опомнившиеся рабы. И, наконец, просим вернуть нам Его расположение, как раскаявшаяся жена.
Три этих просьбы — три ниточки спасения, возвращающие к Нему.
Возврати нас, Отец наш, к Торе Твоей.
השיבנו אבינו לתורתך
Отец наш, мы ушли от Торы Твоей! Ты вручил её нам, как родную дочь, а мы отдалились от неё. Пренебрегли святостью, забыв, что, теряя связь с нею, мы отказываемся от Тебя. Верни же нас к Торе, чтобы через её святость вернуться к Тебе!
И приблизь нас, Царь наш, чтобы мы служили Тебе
וקרבנו מלכנו לעבודתך
В Торе написаны указания Царя своему народу. Помоги нам, Царь наш, принять Твою волю, чтобы снова служить Тебе!
И верни нас к искреннему раскаянию перед Тобою
והחזירנו בתשובה שלמה לפניך
Вернувшись к Торе и заповедям, мы окажемся способными предстать «лефонэхо» — «перед Ним». Гаон из Вильны говорит, что «предстоять перед Ним», то есть достичь уровня «лефонэхо», могут только праведники, каждое мгновение жизни которых связано со Всевышним.
Это же провозглашает царь Давид[2]:
«Всегда я представлял Всевышнего перед собою».
Про наших праотцев также написано[3]:
Ходили они «лефонехо», то есть перед Всевышним.
К этому же стремимся и мы. Подобное стремление к любимому описывается в «Шир а — ширим». Мы просим вернуться к состоянию, когда каждое мгновение мы видим Его перед собою.
Благословен ты, Всевышний, желающий (нашего) возвращения.
ברוך אתה ה", הרוצה בתשובה
Всевышний жаждет нашего раскаяния. Он помогает нам отыскать верный путь назад, к Нему. И пусть эта помощь не всегда ощутима, и порой даже кажется, что её нет вообще, — это не так. Любое наше духовное достижение было бы невозможно, не будь этой незримой постоянной поддержки.
Мы хотим возвратиться к Творцу. Что же мешает, почему так необходима Его помощь?
Мудрецы часто рисуют человека в образе всадника на лошади. Лошадь — материальные запросы человека, его гордыня и похоть. Всадник — это Б-жественная душа, любящая и стремящаяся к Творцу. Когда конь сходит с ума, скачет без удержу, готовый броситься в пропасть, всадник кричит, взывает о помощи!
Так и душа наша кричит: «Спасите! От гордыни, дурных побуждений, засилья материального!»
С этим чувством молится человек, прося Всевышнего возвратить его на путь Торы!
[1] Таанит 21:2
[2] Теилим 16:8
[3] Берешит 48:15
Перевод Ривки Клейман, литературная обработка рава Александра Красильщикова
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Раби Шимон удостоился того, что изучал Тору на равных со своим великим наставником: в Мишне приведено множество дискуссий и законодательных споров между ним и р. Акивой
р. Ури Калюжный
Когда евреи объединяются, они могут потребовать даже у самого раби Шимона бар Йохая спуститься к ним и выполнить их просьбы.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Еврейские притчи»
По материалам журнала «Мир Торы»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Исроэль-Меир Лау
Смысл и обычаи наступающего дня.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тридцать третий день счета Омера
Рав Арье Кацин
Как заслужить прощение? Этот вопрос занимает многих евреев в преддверии Дня Прощения — Йом Кипур. Даже те евреи, которые не знают молитв, считают своим долгом прийти в синагогу хотя бы раз в году в Йом Кипур. Великий смысл Судного Дня заключается в том, что этот день мы учимся прощать. «Того, кто прощает людей, прощают на Небесах», — учит Талмуд.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В книгах написано, что день смерти пророка Моше был траурным, потому что Моше оплакивал свою кончину, убедившись, что ему не дано войти в Святую Землю