Из цикла «Ам Исраэль хай», темы: Сионизм, Шмита, Земля Израиля, История еврейского народа, Берл Вайн, Алия, Споры, Ам Исраэль хай, Этер мехира
Еврейская эмиграция в Палестину вообще и Ховевей Цион в частности вызвали резко отрицательную реакцию. Она была вызвана мессианством движения, верой, что возрождение произойдет посредством практических усилий без духовного обновления и соблюдения Торы, а также тесной связью с агностиками и атеистами и основополагающей светской философией.
Рав Моше Тейтельбойм1 (Ухель, Румыния-Венгрия) заявил еще в начале 19 века: «Я убежден: воля Б-га в том, чтобы мы не селились сейчас в Палестине по собственному желанию. Скорее мы должны дожидаться здесь в изгнании того дня, когда Машиах поведет нас на нашу землю». Заметим, что это заявление сделано за шестьдесят с лишним лет до рождения светского, политического сионизма. Поэтому оппозиция сионизму у части традиционного еврейства была принципиальной, а не только реакцией на светское руководство этого движения. Внук рава Тейтельбойма, Йекутиэль Йегуда из Сигета2 пытался силой препятствовать эмиграции евреев в Палестину. Когда планировал свою поездку рав Акива Йосеф Шлезингер,3 рав из Сигета постановил, по словам Шлезингера, что «всякий, кто поможет мне эмигрировать в Страну Израиля, как будто помогает усилить идолопоклонство».
Возвращение в Сион вызывало разногласия. Мессианство или поклонение идолам? Спасение или разрушение еврейского народа? Ясных ответов не было, споры шли весь последующий век. Но, несмотря на противоречия, евреи продолжали ехать. В 1883-1887 годах к западу от стен Старого Иерусалима выросли еще 8 поселений. В 1888 году Кфар Ашилоах, йеменская еврейская деревня4 была создана к югу от Иерусалима. Еще десять новых пригородов образовались в начале 90-х годов. Теперь еврейское присутствие полных веры евреев в Палестине, особенно вокруг Иерусалима, стало более очевидным. А с активностью сионистского движения оно получило новый энергичный импульс в ином направлении.
Разногласия по поводу заселения Палестины отразились и в галахическом споре о соблюдении Шмиты.5 В предыдущий год Шмиты (1882), в Палестине было очень мало еврейских фермеров, и они оставили в покое свои поля на этот год. Но быстрый рост числа ферм в середине восьмидесятых годов побудил раввинов, связанных с Ховевей Цион, рассмотреть проблему наступающей Шмиты
1889 года. Поселенцы, их спонсор барон Ротшильд и большая часть лидеров Ховевей Цион утверждали, что новый проект поселений рухнет, если целый год не обрабатывать землю.
Угроза закрытия поселений и прекращения помощи барона побудила раввинов, поддерживающих Ховевей Цион, осенью 1887 года собраться в Вильно. Двое из них, рав Мордехай Элиасберг из Бриска и рав Шмуэль Могилевер из Белостока решили издать галахический гетер разрешение, позволяющее в этом году обрабатывать землю.6 Но третье доверенное лицо, знаменитый Нецив (рав Нафтали Иегуда Цви Берлин) из Воложина, возражал против любого подобного гетера. И все же его опубликовали за подписями рава Йегошуа из Кутны,7 рава Шмуэля Могилевера и рава Шмуэля Занвиля Клепфиша из Варшавы. Гетер был еще усилен большим галахическим обсуждением в его защиту, изданным в 1888 году равом Ицхаком Эльхананом Спектором из Ковно.8 Но против него резко выступали раввины Иерусалима, Нецив,9 рав Давид Фридман из Карлина, рав Йосеф Дов Бер Соловейчик из Бриска и рав Шимшон Рафаэль Гирш.
Ажиотаж вокруг гетера ослабил Ховевей Цион. Кроме того, сказалось основное противоречие в отношении религиозных евреев к новым поселениям и особенно природе «нового Израиля», который тогда формировался на Святой Земле. Кроме вопроса о возможности соблюдения галахических требований в год Шмиты в новых поселениях были и социальные вопросы о жизненности системы халуки, еврейского труда, «который сам приносит освобождение», и «приспособления» иудаизма к новой реальности. Гетер возобновили в 1896 году — на этот раз без таких возражений, и в 1903 году — с еще меныпими протестами, а потом в 1910 году. Те, кто возражали против этого, не были побеждены, но эта практика среди тех, кто ей пользовался, уже стала рутиной.10 Однако противоречие осталось, и никогда не было разрешено, ни галахически, ни политически.11
1 1759-1841. Известен по названию своих знаменитых книг галахи и хасидизма, Исмах Моше. Основатель знаменитой династии Тейтельбойм, которую сегодня представляют главным образом последователи ребе из Сатмар.
2 1808-1883. Известен своими трудами по Торе, названными Йетев лев. Один из значительных хасидских лидеров той эпохи.
3 Автор Лев аиври, известный венгерский раввин.
4 Предшественник большой йеменской эмиграции в Израиль в двадцатом веке.
5 Шмита, или швиит, «седьмой» — «субботний год», когда по закону Торы Земля Израиля должна отдыхать (не занимаются сельскохозяйственными работами). Были разные мнения о применении этого закона после разрушения Храма, но реально этот вопрос не вставал до восьмидесятых годов девятнадцатого века, пока не появились сельскохозяйственные поселения барона Ротшильда и Ховевей Цион.
6 Здесь невозможно обсудить детально этот тонкий галахический вопрос. В общем, разрешение дали на основании временной продажи земли нееврею, включая год Шмиты, и только на этот год.
7 Известный польский раввин.
8 Крупный посек — законодательный авторитет своего времени.
9 Его кредит постоянного защитника Ховевей Цион снимал подозрение в общественно-политических мотивах.
10 В поддержку гетера в 1910 году раввин Яффо Авраам Ицхак Кук написал книгу Шабат аарец, за что его резко критиковали раввины Иерусалима и рав Яаков Давид Виловский (Ридваз) из Цфата.
11 После создания государства гетер практически утвердил Главный раввинат Израиля (созданный главным раввином Авраамом Куком) как возобновляемый без обсуждений. Но часть фермеров и ферм на него не полагались, и процент еврейской земли, оставляемой в покое в год Шмиты, вырос. Вопрос о гетере обострился с приездом в Израиль Хазон Иша и его исследовательской работой о субботнем годе, а потом в шмиту 1987 года, когда Израиль импортировал много зерна, чтобы удовлетворить нужды тех, кто не полагался на гетер.
С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Раби Шимон удостоился того, что изучал Тору на равных со своим великим наставником: в Мишне приведено множество дискуссий и законодательных споров между ним и р. Акивой
р. Ури Калюжный
Когда евреи объединяются, они могут потребовать даже у самого раби Шимона бар Йохая спуститься к ним и выполнить их просьбы.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Еврейские притчи»
По материалам журнала «Мир Торы»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Исроэль-Меир Лау
Смысл и обычаи наступающего дня.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тридцать третий день счета Омера
Рав Арье Кацин
Как заслужить прощение? Этот вопрос занимает многих евреев в преддверии Дня Прощения — Йом Кипур. Даже те евреи, которые не знают молитв, считают своим долгом прийти в синагогу хотя бы раз в году в Йом Кипур. Великий смысл Судного Дня заключается в том, что этот день мы учимся прощать. «Того, кто прощает людей, прощают на Небесах», — учит Талмуд.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В книгах написано, что день смерти пророка Моше был траурным, потому что Моше оплакивал свою кончину, убедившись, что ему не дано войти в Святую Землю