Из цикла «Полемика с ортодоксальным модернизмом», темы: Реформизм, Современность и Тора, Иудаизм, Мировоззрение, Рустем Ибрагимов, Ортодоксальный модернизм
Вначале необходимо выделить ключевые понятия, используемые в дискуссиях, чтобы предельно точно определить границы их применения, так как очень часто люди, оперируя, в процессе рассуждения, простыми, общими понятиями, не видят четко и ясно их границы или видят их неправильно, в результате чего, возникают принципиальные ошибки в выводах. А дискуссия напоминает спор слепого с глухим.
Ключевыми понятиями, используемыми сторонниками реформ в дискуссиях, являются такие понятия, как «прогресс», «изменение», «развитие», «эволюция» и т.п.
Очевидно, что реформисты вкладывают в них нечто положительное, что способствовало бы улучшению и исправлению иудаизма. При чем, под улучшением и исправлением иудаизма понимаются, в одном случае, действия, приводящие к увеличению удобства и комфорта, чтобы исполнение заповедей было не столь обременительным для религиозных евреев. В другом случае, иудаизм пытаются сделать более адекватным, приближенным к требованиям современного «свободного» демократического общества. Например, это касается роли мужчин и женщин в современном обществе. В третьем случае, такими действиями пытаются иудаизм приблизить к некому идеальному иудаизму, исправив его недостатки, так как последние приводят к отказу от иудаизма части еврейского общества.
Сторонники реформ и эволюции в иудаизме утверждают, что иудаизм должен меняться с тем, чтобы соответствовать прогрессу человеческого общества, а не отставать от него. Всякая неизменность, статичность, абсолютность рассматриваются ими, если не явно отрицательно, то, во всяком случае, с оттенком отрицательности. Изменение же, по их мнению, предполагает, либо отбрасывание чего-то лишнего, устаревшего, архаичного, не идущего в ногу со времени. Либо привлечение со стороны чего-то недостающего, например, каких-то универсальных, общечеловеческих ценностей и идеалов в просвещении, культуре, морали и т.д.
В целом хорошо видно, что как инициаторы реформ в иудаизме призывают к его изменению, развитию, опираясь в целом на общечеловеческий прогресс, который им видится, двигающимся, несомненно, в положительную сторону. В целом получается, что если человечество двигается (изменяется) в правильном (положительном) направлении, а иудаизм не двигается (не изменяется), то надо иудаизм подтолкнуть при помощи самых разных реформ.
Продолжение следует
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Содержание книги является яркой иллюстрацией к тому, что Письменную Тору и Устную нельзя отделить одну от другой. Если б не устная традиция, Боаз не мог бы взять в жену моавитянку.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Обычай учить Тору всю ночь Шавуот
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Прежде чем идти дальше, важно понять, что грехи наших предков нельзя ставить в один ряд с нашими грехами
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Почему одни и те же слова привели к столь разным действиям?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Глава из книги «Сефер атодаа»
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Ради двух голубиц, чистых и праведных (Рут, моави-тянки, и Наамы, аммонитянки), Г-сподь, да будет бла¬гословенно Его Имя, помиловал два больших народа (ам-монитян и моавитян) и не уничтожил их
Редакция Толдот
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Книга Рут
Рав Исроэль-Меир Лау
Смысл и обычаи праздника дарования Торы — праздника Шавуот
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Исполнение заповеди отсрочено
Редакция Толдот