Из цикла «Чтобы понять и постичь», темы: Изучение Торы, Элиэзер Гервиц, Бааль Тшува, Саморазвитие
Если такой вопрос у вас возник, значит, вы уже движетесь в правильном направлении. Вперед, и пусть вас не смущает тот факт, что вы пока еще мало знаете о Торе и об еврейском образе жизни! Стремитесь к тому, чтобы сегодня знать больше, чем вчера, а завтра больше, чем сегодня. Помните, что стагнация вредит душе и что даже самый благочестивый еврей деградирует, остановившись в своем движении ввысь, как сказали об этом наши мудрецы: «Тот, кто не прибавляет (знаний Торы), убавляет (их)» (Авот 1:13).
Итак, вы вооружены желанием вернуться к еврейским истокам. Что делать дальше?
Ниже мы приводим несколько рекомендаций, которые помогут вам сохранить верное направление в стремлении к настоящей еврейской жизни.
1. Изучение Торы. Если вы хотите узнать вкус пирога, вы должны от него откусить. Невозможно понять еврейство, не познакомившись с энциклопедией еврейской жизни — Торой. Как рассказывалось в предыдущих разделах этой книги, Тора содержит не только основные законы иудаизма, но и вдохновенную историю зарождения и становления нашего народа, его предназначение в общем контексте мирового процесса. Помните, что для правильного понимания содержания Письменной Торы, необходимо обратиться к Торе Устной — традиционным комментариям наших мудрецов.
За последние годы значительно выросло число книг по иудаизму на русском языке, которые помогут вам на первых порах. Большую пользу принесет изучение трактата Авот, в котором сформулированы основы еврейской этики, других книг мусара (этики), книг по еврейской истории, отражающих точку зрения еврейской традиции. С конкретными законами можно познакомиться по одному из вариантов сокращенного Шулъхан аруха — книги законов еврейской жизни.
Не следует забывать, что для успешного продвижения в мир Торы, необходимо знание иврита, поэтому каждый человек должен потратить определенное время и силы на его изучение. Понятно, что прогресс в освоении языка зависит от возраста и способностей, но вас, безусловно, должна согревать мысль о необычайной важности любого, даже малюсенького достижения в этой области.
2. Положительные влияния. Учеба в одиночестве может привести к разочарованию. Непонятное навевает тоску, накапливаются неразрешенные вопросы. Как развеять скуку и как получить столь необходимые ответы?
Вот почему человеку даже на стадии самого робкого интереса к иудаизму так важно найти наставников или, по меньшей мере, друзей, вместе с которыми он будет обсуждать волнующие его проблемы. Это может быть урок в синагоге или ешиве, маленький домашний кружок или даже один-единственный компаньон того же уровня: взаимодействие двух личностей в процессе совместного обучения чрезвычайно плодотворно и позволяет им выйти на недостижимый для каждого в отдельности уровень.
Однако в постижении иудаизма не следует ограничиваться лишь изучением текстов. Очень многому может научить наблюдение за жизнью и поступками настоящих Бней-Тора. Рассказывают, что хасиды одного ребе приходили к нему не только, чтобы услышать, как он толкует Тору, но и для того, чтобы посмотреть, как он завязывает шнурки на ботинках. Они знали, что любой, самый обыденный поступок ребе научит их больше, чем сотня лекций. На всех нас действуют наглядные примеры, и мы невольно подражаем людям, вызывающим наше уважение и восхищение.
Вот почему следует с предельной осторожностью выбирать себе друзей и круг общения. Необходимо избегать людей циничных и вульгарных, людей кичливых и высокомерных, а пуще всего тех, кто готов высмеивать всех и вся. Недопустимо, чтобы и дети, и взрослые слышали грубую речь и бранные слова. Напротив, мы должны стремиться к тому, чтобы наши уши слышали слова Торы, а глаза видели исполнение заповедей Торы. Очень важно быть в тесном контакте с выдающимися мудрецами Торы, искать их руководства и учиться на их примерах.
3. Присоединение к общине. Будет чудесно, если активный поиск позитивного окружения приведет «начинающего еврея» в здоровую еврейскую общину. Жизненно важно присоединиться к такой общине и стать ее действующим членом, т.е. молиться в синагоге, участвовать в уроках и совместных празднованиях, поддерживать учебные и благотворительные учреждения общины. Только через общину еврей может по настоящему ощутить себя частью Кнэсет Исраэль — великой вне временной общины народа Израиля.
4. Соблюдение заповедей. Иудаизм — религия действия. Она предлагает своим адептам конкретные пути выполнения Б-жественной воли и, таким образом, предоставляет человеку возможность активно помогать другим людям и через них — самому себе. Так он открыто демонстрирует свою преданность Б-гу и, тем самым, освящает Б-жественное Имя.
Поэтому еврей должен соблюдать заповеди с предельной искренностью, не забывая глубоких концепций, связанных с заповедями тфилин, мезузы, цицит, кашрута и т.д. Для воспитания и развития еврея крайне важны и заповеди по отношению к ближнему: помощь нуждающимся, посещение больных, утешение скорбящих. Причем, как ни похвально подписать чек на благотворительные цели, наибольшее удовлетворение получит тот, кто непосредственно вовлечен в помощь бедным и нуждающимся. Намереваясь проявить заботу о других — новых эмигрантах или людях, которые лишь недавно приступили к соблюдению заповедей, — следует смело брать инициативу в свои руки, а не сидеть и ждать, пока представится случай помочь ближнему.
Чем больше вы вовлечены в соблюдение заповедей, тем большую причастность к общему делу еврейского народа вы ощущаете.
5. Еврейский взгляд на мир. Тот, кто серьезно задумывается о смысле и цели жизни, постепенно приходит к осознанию Б-жественной справедливости и благости Его путей. Да, такой человек испытывает давление общества, немало людей насмехается над его верой и образом жизни — это не должно его останавливать. Знающий истину вынесет все насмешки. Он живет, глядя на мир через уникальную призму еврейского исторического опыта, постоянно задаваясь вопросом: «Чего ожидает от меня Б-г в данной ситуации? Полезно ли такое развитие событий еврейскому народу? Как помочь моим собратьям?» Нужно отчетливо представлять себе, что этот мир не самоцель, а лишь преддверие к высшему бытию. Короче говоря, каждый из нас должен помнить, что он прежде всего — еврей, и всегда поступать в соответствии с высокой миссией своего народа.
* * *
Мы надеемся, что эти вопросы и ответы об иудаизме помогут читателю больше узнать о еврейской жизни — об ее рациональных основах и о том благе, которым она наделяет своих приверженцев. Быть может, книга кому — то поможет укрепить веру в Б-га и глубже оценить Тору и ее законы, побудит приблизиться к еврейству и приступить к соблюдению заповедей.
Если евреи во всем мире пристальнее вглядятся в суть своей религии и приносимое ею благо, их преданность иудаизму, несомненно, возрастет. А это, в свою очередь, побудит Всевышнего послать нам Машиаха и восстановить Святой Храм в Иерусалиме в скорости, в наши дни.
Давайте же надеяться на это и молиться об этом.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Раби Шимон удостоился того, что изучал Тору на равных со своим великим наставником: в Мишне приведено множество дискуссий и законодательных споров между ним и р. Акивой
р. Ури Калюжный
Когда евреи объединяются, они могут потребовать даже у самого раби Шимона бар Йохая спуститься к ним и выполнить их просьбы.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Еврейские притчи»
По материалам журнала «Мир Торы»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Исроэль-Меир Лау
Смысл и обычаи наступающего дня.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тридцать третий день счета Омера
Рав Арье Кацин
Как заслужить прощение? Этот вопрос занимает многих евреев в преддверии Дня Прощения — Йом Кипур. Даже те евреи, которые не знают молитв, считают своим долгом прийти в синагогу хотя бы раз в году в Йом Кипур. Великий смысл Судного Дня заключается в том, что этот день мы учимся прощать. «Того, кто прощает людей, прощают на Небесах», — учит Талмуд.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В книгах написано, что день смерти пророка Моше был траурным, потому что Моше оплакивал свою кончину, убедившись, что ему не дано войти в Святую Землю