Из цикла «Книга заповедей. Запретительные», темы:
121-я заповедь – запрещение разламывать кость пасхальной жертвы. И об этом Его речение: “И не преломляют костей его” (Шмот 12:46). Разбивающий одну из костей пасхальной жертвы карается бичеванием, ведь ясно сказали мудрецы (Песахим 84а): “Разбивающий кость ритуально чистой (пригодной для еды) пасхальной жертвы карается бичеванием”.
122-я заповедь – запрещение разламывать кость ягненка, принесенного в жертву на “второй Песах“ (Д 57-58). И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: “И не преломляют костей его” (Бемидбар 9:12). Разбивающий кость жертвы “второго Песаха” также карается бичеванием.
В трактате Песахим (85а) сказано: “Когда Тора указывает, что “не преломляют костей” ягненка, приносимого в жертву на “второй Песах”, не имеется в виду просто запретить это действие, – ведь уже написано (Бемидбар 9:12), что и во “второй Песах” “...по всем законам о пасхальной жертве пусть поступают”. Но добавлено “И не преломляют костей его”, чтобы научить: запрет касается как кости, наполненной костным мозгом, так и полой кости”.
Законы, связанные с преломлением кости пасхальной жертвы, разъясняются в 7-ой главе трактата Песахим (83а-85а).
123-я заповедь – запрещение выносить мясо пасхальной жертвы с места, где хабура (группа, от имени которой была принесена эта жертва) собралась, чтобы вкушать мясо жертвы. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “В одном доме следует его вкушать, не выноси из дома этого мяса” (Шмот 12:46). И сказано в Мехильте: “Из дома” – т.е. с места, где собрались вкушать это мясо”.
Мясо, вынесенное с такого места, запрещено есть, и оно приобретает статус некашерного.
В трактате Песахим (85а) сказано: “Хотя тот, кто переносит мясо пасхальной жертвы из одной хабуры в другую, преступает заповедь “Не делай”, он, тем не менее, остается ритуально чистым (т.е. это мясо не становится источником ритуальной нечистоты)”. И там же (85б) сказано: “Тот, кто переносит мясо пасхальной жертвы из одной хабуры в другую, не подлежит наказанию до тех пор, пока не положит вынесенное им мясо вне первоначального места, ведь написано “...не выноси” – так же, как в запрете выносить вещи в Шабат. Как в Шабат выносящий вещи из места, обладающего статусом “частного владения”, на место, обладающее статусом “принадлежащего всем”, подлежит наказанию только после того, как он положит вынесенный предмет вне первоначального места, так и здесь – наказанию подлежит только тот, кто вынес мясо и расположил его вне первоначального места”. И тот, кто расположил вынесенное мясо пасхальной жертвы вне его первоначального места, карается бичеванием.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 7-ой главе трактата Песахим.
124-я заповедь – запрещение выпекать квасное из муки, оставшейся от минхи (хлебного дара). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “А оставшееся от него (хлебного дара) пусть едят Аарон и сыны его, пресным должно есть его на святом месте... Не должно оно быть испечено квасным” (Ваикра 9:10), – т.е. не выпекают квасного из муки, оставшейся после воскурения горсти хлебного приношения на жертвеннике.
И тот, кто выпекает из остатков муки квасное, карается бичеванием, как разъясняется в мишне (Менахот 55а), где сказано: “За выпечку квасного – карается бичеванием”.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 5-ой главе трактата Менахот (55а-56б).
125-я заповедь – запрещение есть пасхального ягненка сваренным или недопеченным, а только прожаренным на огне. И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: “Не ешьте его недожаренным или сваренным в воде” (Шмот 12:9). И мы уже разъясняли в “9-ом принципе”, предпосланном этому сочинению, что преступивший этот запрет карается бичеванием.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Раби Шимон удостоился того, что изучал Тору на равных со своим великим наставником: в Мишне приведено множество дискуссий и законодательных споров между ним и р. Акивой
р. Ури Калюжный
Когда евреи объединяются, они могут потребовать даже у самого раби Шимона бар Йохая спуститься к ним и выполнить их просьбы.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Еврейские притчи»
По материалам журнала «Мир Торы»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Исроэль-Меир Лау
Смысл и обычаи наступающего дня.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тридцать третий день счета Омера
Рав Арье Кацин
Как заслужить прощение? Этот вопрос занимает многих евреев в преддверии Дня Прощения — Йом Кипур. Даже те евреи, которые не знают молитв, считают своим долгом прийти в синагогу хотя бы раз в году в Йом Кипур. Великий смысл Судного Дня заключается в том, что этот день мы учимся прощать. «Того, кто прощает людей, прощают на Небесах», — учит Талмуд.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В книгах написано, что день смерти пророка Моше был траурным, потому что Моше оплакивал свою кончину, убедившись, что ему не дано войти в Святую Землю