Темы: Йом-Кипур, Сукка, Суббота, Миква, Авдала, Прощение, Капарот, Изкор, Рав Яков Шуб, Авину Малкейну
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныВ этом году Йом-Кипур выпадает на субботу. Есть какие-то особенности, что нужно делать, когда Йом-Кипур выпадает на субботу? Спасибо. Мирьям
Уважаемая Мирьям,
Большое спасибо за Ваш вопрос. Вы правы, в этом году Йом-Кипур выпадает на субботу — совпадение, которое не так часто бывает в еврейском календаре. Такой день обладает особым статусом — святость Йом-Кипура соединяется со святостью субботы. Святость Йом-Кипура — это святость времени, которое освящает еврейский народ, а суббота освящена Самим Всевышним с момента Творения. Особая святость такого дня отражена и в высказываниях наших мудрецов: например, когда хотят привести пример самого страшного нарушения, часто говорят, оно было совершено в Йом-Кипур, который выпал на субботу.
Прежде чем перейти к рассмотрению основных законов этого дня, сразу скажем: когда Йом-Кипур выпадает на субботу, все законы Йом-Кипура остаются в силе. Соответственно, в этот день постятся и не делают Кидуш, не устраивают три трапезы, как обычно в субботу.
Канун Йом-Кипура, выпавшего на субботу
— В утренней молитве, Шахарит, произносят «Авину Малкейну»
— Выполняют Капарот, обряд искупления. Можно выполнить этот обычай и денежным пожертвованием с помощью кредитной карты. При желании можно покрутить кредитную карту над головой и произнести текст, приведенный в Сидуре, имея в виду сумму, которую собираются пожертвовать.
— Просят прощения у тех, кого обидели. Очень важно получить прощение обиженного, так как без него грех обидчика не искупается даже в Йом-Кипур и даже если обидчик раскаялся.
— Принято окунаться в микву.
— В этот день необходимо есть больше, чем обычно. Во-первых, чтобы подготовиться к посту, заранее поддержав свой организм, во-вторых, чтобы выразить свою радость по поводу наступающего искупления. Некоторые едят много раз понемногу, так как каждый такой прием пищи засчитывается как исполнение отдельной заповеди.
— Днем читают молитву Минха, в конце молитвы произносят Видуй (перечисление грехов), после молитвы не произносят «Авину Малкейну».
— Во второй половине дня до наступления Йом-Кипура устраивают последнюю, «разделяющую» трапезу с хлебом (сеуда мафсекет), ее необходимо запланировать таким образом, чтобы осталось время закончить последние приготовления перед Йом-Кипуром и добраться до синагоги, поскольку молитвы в Йом Кипур начинаются еще до захода солнца.
— Принято, чтобы отец благословлял детей перед тем, как пойдет в синагогу.
— В Йом-Кипур все молитвы принято читать в специальной белой одежде (китл), а также в талите.
Зажигание свечей
В благословении при зажигании свечей упоминают как субботу, так и Йом-Кипур. Затем произносят благословение Шеэхеяну («….что дал дожить нам до времени этого»).
Принято, чтобы каждый женатый мужчина зажигал дома «свечу жизни» (нэр хайим), которая будет гореть до исхода праздника. Тот, у кого нет отца или матери, добавляет к этому еще одну свечу, которая называется нэр нэшама.
Йом-Кипур, который выпадает на субботу
— Йом-Кипур называется Шабат Шабатон, поэтому как в обычный Йом-Кипур, так и в тот, который выпадает на субботу, запрещены все работы, которые запрещены в субботу, включая любой вид приготовления пищи и перемещение предметов из одного владения в другое.
— Все запреты Йом-Кипура остаются в силе, поэтому нельзя: есть и пить, умываться и умащаться, запрещено ношение кожаной обуви, а также супружеские отношения.
— Все молитвы Йом-Кипура произносятся как обычно, но «Авину Малкейну» прозносят только в заключительной молитве Неила.
— В молитвах есть некоторые субботние вставки.
— В утренней молитве произносят Изкор, упоминание умерших.
На исходе Йом-Кипура
— На исходе Йом-Кипура делают Авдалу — как после субботы, с благовониями и свечой.
— Для Авдалы желательно использовать свечу, зажженную накануне Йом-Кипура, или другую, зажженную от такой свечи. Если такой нет, то можно использовать любую другую.
— Женщины, мужья, которых еще не вернулись из синагоги, могут до Авдалы пить воду. Перед этим они должны произнести: «Благословен Отделяющий святое от будничного» (Барух а-Мавдиль бейн кодеш лэ-холь).
— После вечерней молитвы делают Кидуш Левана («Освящение луны»).
— Принято после Йом-Кипура начинать строить сукку, совершить хотя бы первоначальные действия.
— Утреннюю молитву на следующий день после Йом-Кипура принято начинать немного раньше.
С уважением, Яков Шуб
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Как строить и украшать сукку? Законы и обычаи.
Рав Элияу Левин,
из цикла «Шаббат. Законы Субботы»
Рав Реувен Пятигорский
Еврейские похороны — траур
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Йом-Кипур
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Законы раскаяния»
Предписывающая заповедь: грешник должен прекратить грешить, вернуться к Всевышнему и исповедаться в своем грехе.
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Лейб-Нахман Злотник,
из цикла «Суккот»
Рав Арье Каплан
Как выглядит миква и как она устроена?
Рав Бенцион Зильбер
Об обряде Капарот, который проводят накануне Йом Кипура. Печатается по материалам, изданным институтом «Дегель га-галаха» с разрешения авторов и издателя
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону