Темы: Раскаяние, Тшува, Рош Ашана, Йом Кипур, Заповеди, Сгула, Рав Яков Шуб, Заслуги, Освящение луны
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныРасскажите, пожалуйста, какие есть сгулот, чтобы получить хороший приговор на Суде в Рош а-Шана и Йом-Кипур. Не скажу, что я большой праведник, поэтому хотелось бы сделать что-то такое, что точно может гарантировать запись в «Книгу Жизни». Л.
Уважаемый Л.,
Большое спасибо, что снова обратились к нам. Какие сгулот есть для того, чтобы получить хороший приговор на Суде? — Действительно, в период перед Рош а-Шана и Йом-Кипуром в еврейском народе принято вести себя немного по-иному, чем в течение всего года. И это не случайно, ведь если в обычные дни начать приближение к Всевышнему можно только с помощью тяжелой работы, то в эти дни Всевышний Сам пробуждает человека к работе и раскаянию. И как же упустить такую возможность? (Рав Йонатан Эйбешиц, Йаарот Дваш 1).
В еврейских источниках упоминаются, среди прочих, такие обычаи этого периода, как более усердное и строгое выполнение заповедей, выделение больших, чем обычно, сумм на цдаку, более усердная молитва, проверка тфилин и мезузот, подведение годичного бюджета, чтобы отделить десятину, употребление в пищу только еврейского хлеба и т. п.
Естественно, возникает вопрос о причинах такого поведения. Ведь, на первый взгляд, это может выглядеть так, как будто мы, не дай Б-г, хотим обмануть Всевышнего, выдать себя не за тех, кем являемся на самом деле. Зачем перед Йом-Кипуром есть только хлеб, испеченный евреем, если человек знает, что на Суккот он снова будет есть нееврейский хлеб?
Некоторым такое поведение может показаться подобным поведению водителя, который превышает скорость, но дает по тормозам, когда получает сообщение, что впереди находится полицейский. При этом он хорошо понимает, что, как только полицейский останется позади, он снова нажмет на газ и поедет на скорости, превышающей разрешенную.
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте попробуем разобрать спор мудрецов о том, когда следует делать освящение Луны (Кидуш Левана) в месяце Тишрей. Обычно Кидуш Левана делают в начале месяца. А в месяце Тишрей, говорит Рамо (Орах Хаим 602:1), принято делать Кидуш Левана после Йом-Кипура. Почему? Дело в том, что освящение Луны нужно делать в радости (именно поэтому Луну освящают на исходе субботы, пока мы еще не переоделись в будничную одежду и не утратили субботнего настроения), а в период перед Йом-Кипуром мы в трепете ожидаем приговора Небесного Суда.
Другие мудрецы считают, что, наоборот, Кидуш Левана нужно сделать при первой возможности, в начале месяца, и не нужно ждать Йом-Кипура. Ведь в этот период подсчитываются заповеди и прегрешения человека, и каждая дополнительная заповедь может склонить чашу весов в нужную сторону (Левуш, Орах Хаим 603).
Кроме того, сказано, что тот, кто правильно исполнит заповедь Кидуш Левана, может не опасаться, что умрет в этом месяце. Один из комментаторов книги Левуш, Элия Зута, даже приводит такую историю: одного еврея поймали разбойники и собирались убить. Перед смертью он попросил об исполнении последнего желания. Поскольку было начало месяца, он попросил дать ему возможность выполнить заповедь Кидуш Левана. Начал с большим усердием произносить текст благословения, и, когда дошел до слов: «Подобно тому, как я танцую перед тобой (Луной) и не могу достать тебя, — так пусть и все враги мои не смогут достать меня, чтобы причинить мне вред», когда принято три раза подниматься на цыпочки, подул сильный ветер и унес его оттуда. И так чудесным образом он спасся. Еще один аргумент в пользу того, чтобы сделать Кидуш Левана именно до Йом-Кипура.
Почему же общепринятый обычай — делать Кидуш Левана именно после Йом-Кипура? Ведь, как мы видим, это может быть довольно простым способом хорошо прожить месяц.
Все дело в том, с какой целью человек меняет свое поведение перед Рош а-Шана и Йом-Кипуром. Некоторые относится к этому как к возможности «заработать дополнительные очки» перед Судом. Такое отношение вполне оправдано. Однако, наверное, есть и более глубокий смысл.
Необычное поведение перед Рош а-Шана и Йом-Кипуром, когда человек более старательно выполняет заповеди, берет на себя обязательства, которых у него ранее не было, иными словами, «лезет из кожи», — это не сама цель, это средство. Средство, чтобы заставить себя начать работать над собой, над своими проблемами, и продвигаться. Необычное поведение — это своего рода катализатор, которые помогает сделать тшуву и начать работать над собой, как бы это ни было тяжело.
Это одна из причин, по которой не принято делать Кидуш Левана до Йом-Кипура. Мудрецы не хотели, чтобы мы искали легких обходных путей. Они не хотели, чтобы человек направил свои усилия на поиск сгулот, помогающих заработать оправдательный приговор в Рош а-Шана, при этом пальцем о палец не ударив в работе над собой. Они хотели, чтобы человек принял вызов, посмотрел в лицо своим проблемам и начал меняться в лучшую сторону.
Поэтому время перед Рош а-Шана и Йом-Кипуром — это время самоанализа, подведения итогов года, время понять свои сильные и слабые стороны, время выработать на следующий год программу, которая поможет нам подняться на более высокий духовный уровень. В соответствии с этой программой на Суде будет решаться, есть ли смысл дать нам еще один шанс в следующем году. А для того, чтобы пробудить себя к этому, нужно создать определенную атмосферу — с помощью более тщательного и строгого выполнения заповедей, выделения больших, чем обычно, сумм на цдаку, употребления в пищу только еврейского хлеба и т.п.
Пусть Всевышний поможет нам найти правильный путь в нашей духовной работе.
Ктива ве-хатима това (да будете Вы записаны на счастливый год в Книге Жизни, и пусть запись эта будет скреплена печатью).
С уважением, Яков Шуб
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Канун Рош аШана подобен дню перед судом. Поведение человека должно быть максимально серьезным, а его действия — праведными. Мы должны раскаяться в ошибках, совершенных в течение года, и принять обязательство не грешить.
Рав Берл Набутовский
Нажал нужную кнопку и получил, что хотел?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль-Меир Лау
Законы и обычаи святого дня.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Йом-Кипур
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Журнал «Мир Торы»
Человек, делая тшуву, показывает, что он не желает более совершать подобные действия и, если бы ситуация повторилась, он поступил бы по-другому, в соответствии с заповедями Творца.
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону