Темы: Косметика, Скромность, Пурим, Скромность в одежде, Рав Лейб Нахман Злотник
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Никак не могу понять, как может существовать пуримшпиль с переодеванием мужчин в женскую одежду и женщин в мужскую в свете Дварим 22:5? Я, вроде как, не могу сказать, что я сильно пуританин. Но мне кажется, что это как-то… мерзко, что ли? Но в нашей общине возник спор, и меня обвинили в непонимании… Подскажите, в чем я неправ? А.
Уважаемый А.!
Постараюсь вначале ответить на Ваш вопрос о переодевании в Пурим, а после этого рассмотрим некоторые другие аспекты закона Торы, запрещающего мужчине уподобляться женщине одеждой, украшениями, поведением, а женщине — уподобляться мужчине.
Сказано в Торе: «Да не будет одежды мужской (предмета) на женщине, и да не надевает мужчина одежды женской…» (Дварим 22:5). Отсюда мудрецы выводят закон о том, что мужчине запрещено уподобляться женщине одеждой, украшениями, поведением, а женщине запрещено уподобляться мужчине.
Запрет носить одежду, которую обычно носят представители противоположного пола, действует даже тогда, когда используют только один такой предмет туалета. В примечаниях Рамо к Шулхан Аруху (696, 8) сказано: поскольку в Пурим, переодеваясь в женское платье, мужчина желает только исполнить заповедь веселиться, не следует этому препятствовать. Однако Мишна Брура приводит от имени БАХа, что это должно быть запрещено. А сам БАХ приводит слова автора книги Йерэим (раби Элиэзера из Меца): такое переодевание разрешить нельзя. Мишна Брура приводит также слова комментатора Шулхан Аруха, Турей Заав, который пишет: тот, кто поступает согласно мнению БАХа, будет благословен с Небес. Современные раввины (рав Нисим Карелиц , Хут Шани, Шабат 4, с. 279; рав Чезнер, Шаарей Пурим и другие) высказываются против такого рода переодеваний. Но автор книги Керем Шломо (182, 17) пишет, что те, кто переодевается в сам Пурим в женскую одежду, могут полагаться на мнение авторитетных раввинов. Но не за день или, тем более, за два до Пурима. О раве Яакове-Исраэле Каневском (Стайплере) рассказывают (Орхот Рабейну, стр. 60-61), что в свой семье он не позволял переодевать мальчиков в женскую одежду и наоборот, но другим говорил, что по закону до «возраста воспитания» (когда детей начинают приучать к соблюдению заповедей, обычно в возрасте 6-7 лет) это не запрещено.
Упомянем ещё ряд тем, связанных с запретом уподобляться представителям противоположного пола.
Там, где не принято, чтобы мужчины удаляли волосы на различных частях тела, запрещено это делать. Если необходимо удалить волосы в лечебных или медицинских целях или когда они причиняют неудобства (например, у спортсменов в определенных видах спорта — бегунов, пловцов и др.), а также если волосы причиняют страдания или вызывают отвращение у окружающих, их разрешено удалить.
Мужчине запрещено выщипывать седые волосы или красить их в другой цвет, чтобы выглядеть моложе. Но если у молодого парня преждевременно появилась седина и он этого стыдится, а также когда это необходимо для того, чтобы жениться или устроиться на работу, согласно мнению многих раввинов, разрешено «замаскировать» седину.
Некоторые поским (галахисты) считают, что, брея бороду, мужчина преступает запрет уподобляться женщине. Другие поским это разрешают.
Сегодня и для мужчин стало нормой отбеливать и выравнивать зубы, поэтому это не считается уподоблением женщине.
Можно ли использовать одеколон, туалетную воду, гель и прочие средства ухода за собой? Это зависит от того, как поступают мужчины в данное конкретное время в данном конкретном месте. Сегодня во многих местах это стало нормой и поэтому не запрещено. Однако не следует особо усердствовать, так как простота и скромность украшают мужчину. Пользоваться дезодорантом для устранения или предотвращения неприятного запаха разрешено.
Там, где принято, чтобы мужчины носили перстни и кольца, это не расценивается как уподобление женщине. Однако кольца, ювелирные гвоздики и другие предметы, используемые в качестве украшения в ушах, ноздрях, губах и других местах, запрещены однозначно по ряду причин.
Мужчине запрещено носить женские украшения и очки. Надеть женские часы мужчине или мужские — женщине, чтобы знать время, — разрешено, если только часы не являются явным украшением, специально предназначенным именно для мужчин или для женщин.
Незамужней женщине, не покрывающей голову, не следует стричься очень коротко, «под мальчика».
Надевая предметы туалета, которых не видно снаружи, человек не нарушает запрет уподобляться представителю противоположного пола.
Одежду, одинаковую для мужчин и женщин, разрешено надевать как мужчинам, так и женщинам. При этом не имеет значения, на какую сторону она застёгивается.
Женщине разрешено пользоваться мужским зонтом, а мужчине — женским.
Запрет уподобляться представителям противоположного пола остается в силе и тогда, когда этого никто не видит.
С уважением, Лейб-Нахман Злотник
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Лейб-Нахман Злотник
р. Меир Фомичев
Рав Яков Шуб
Какие фирмы проверены в этом году?
Рав Исроэль-Меир Лау
Обязанность отмечать Пурим — одна из семи заповедей, установленных нашими мудрецами, и сама эта обязанность тоже состоит из семи заповедей
Рав Яков Шуб
Перед Песахом паранойя не повредит?
Мирьям Климовская
Не считаете ли Вы, что это пережиток прошлого?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Скромность по-еврейски»
Мира Вайсбин
Рав Дов Айзенберг,
из цикла «Так скажи дому Яакова»
Не только помыслы и поступки человека должны быть скромными, но и его одежда. Женщины должны позаботиться о том, чтобы длина их платьев и рукавов соответствовала требованиям Галахи.
Рав Лейб-Нахман Злотник
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Еврейский календарь»
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону