Темы: Деньги, Чудо, Дурной глаз, Маасер, Благословение, Зеев Гершензон
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом, Уважаемые Раввины! Существует мнение, что на том, что посчитано, нет благословения. Возникает вопрос, можно ли посчитать деньги, чтобы узнать их количество. Ведь что такое деньги — это инструмент для производства каких-то действий или предметов. Деньгами можно (и нужно) помочь человеку жить (пропитание, лечение и проч.) либо с их помощью произвести товар. Вообще, применимо ли к деньгам понятие «благословения»? Или это может относиться только к людям? Ведь когда надо было посчитать евреев, то взяли с каждого по половине шекеля, пересчитали деньги и получили ответ. Дмитрий
Шалом, уважаемый Дмитрий,
Вопрос об отсутствии благословения на том, что подсчитано, разбирает Мальбим в своём комментарии к Танаху[1]. В книге Шмуэль сообщается, как царь Давид посчитал свой народ и это повлекло смерть семидесяти тысяч евреев.
Мальбим объясняет: подсчёт приводит к негативным последствиям по трём причинам:
Ралбаг добавляет ещё одно объяснение[4]. Бывает, что человек демонстрирует слишком большую веру в собственные силы, верит, что именно это (значительное количество народа, значительное количество денег и т.д.) — поможет ему одержать победу и добиться успеха. А вера должна быть лишь во Всевышнего. Человек может быть наказан за гордыню, которую испытывает при подсчёте того, что находится в его владении.
Три из четырёх объяснений помогают понять, в чём проблема с подсчётом денег.
Тем не менее, такое положение, когда человек контролирует свои доходы и расходы, может их планировать, вести дела упорядоченно (тем более, когда у него есть долги — организованность помогает возвращать их вовремя), — само по себе большое благословение. К сожалению, не все этого удостаиваются. Кроме того, как Вы совершенно верно заметили, деньгами необходимо помогать другим, следует отделять десятину от дохода (маасер ксафим). Для всего этого необходимо знать, какими суммами располагаешь.
Разумеется, семейный бюджет должен быть упорядочен. Исходя из сказанного, хочу предложить несколько «способов», которые помогают сохранять семейный бюджет под контролем при соблюдении рекомендации наших мудрецов о том, как не «оттолкнуть» благословение от денег:
— Не выставлять своё состояние на всеобщее обозрение, чтобы не привлечь к нему «дурной глаз».
— Пересчитывать деньги лишь по необходимости, не делать это для того, чтобы насладиться тем, что имеешь, своими возможностями. Надо знать, что Всевышний — Тот, Кому принадлежат все деньги в мире, и именно Он наделяет человека возможностями в жизни.
— Если от денег отделяется десятина, то стоит отделять её от каждой части получаемых доходов сразу. Во-первых, так человек может выполнить наилучшим образом саму эту заповедь[5]. Во-вторых, не придется ещё раз пересчитывать все свои деньги[6] для того, чтобы отделить десятину[7].
С уважением и наилучшими пожеланиями, Зеев Гершензон
[1] Книга Шмуэль (2), 24:1.
[2] Аин а-ра на иврите.
[3] См. также Вавилонский Талмуд, трактат Бава Меция 42а, и книгу Млахим II, 4:4 с комментарием Раши.
[4] Там же.
[5] См. книгу Ильхот маасэр ксафим рава Исроэля Бронштейна, гл. 2:16 и 1:8. Согласно Рамбаму, если там, где человек живет, есть бедняки из нашего народа, которым он может отдать маасер, но не отдаёт сразу, удерживая деньги у себя, — он нарушает запрет Торы.
[6] Как это многие делают, например, раз в месяц.
[7] Ещё один возможный совет: пересчитывая деньги по необходимости, не брать в расчёт десятки и единицы, а считать, например, только до сотен. Таким образом, будет произведен только «общий подсчёт» и до конца деньги подсчитаны не будут, следовательно, мы не отнимаем у них полностью возможность расти и умножаться чудесным путём. Мальбим в своём комментарии упоминает перепись народа, которую в степях Моава провели Моше и его племянник Элазар (См. книгу Торы Бэмидбар, глава Пинхас, 26:1). Тогда образом был подсчитан не весь народ, а лишь те, кто состоял в войске. А те, кому было меньше двадцати лет, — не были подсчитаны.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Исток»
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ
Как могут существовать чудеса? Из очерка "Основы".
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Рав Зеев Гершензон
Победа возможна?
Рав Овадья Климовский
Можем ли мы верить в порчу дурного глаза?
Рав Зеев Гершензон
И о музыке в более узких аспектах?
Рав Реувен Куклин
Зачем человеку дана возможность воздействия на духовные миры?
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону