Темы: Аман, Ахашверош, Пурим, Мегилат Эстер, Антисемитизм, Рабство, Мальбим, Овадья Климовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом, уважаемые рабоним, у меня вопрос на комментарий Мальбима. Такая стира (противоречие) получается: во вступлении на первый посук (стих) Малбим говорит о 2 типах царства — «демократическом» и, если позволите, «деспотическом». Ахашверош представляет второй тип, поэтому и хочет легализоваться на троне. Одним из атрибутов такой формы правления Малбим называет личное владение жителями 127 стран, все они его рабы.
Однако на вопрос, почему Аман возненавидел Мордехая и дерех агав (кстати) всех остальных евреев, ответ — «недоразумение»: Аман трактовал игнорирование Мордехая как личную ненависть, тогда как если бы это были религиозные запреты евреев (не кланяться), то это его не тронуло бы. А Мордехай знал, что гзейра (указ) царя распространялась только на а) рабов царя б) сидящих в воротах царя. А поскольку евреи рабами не являлись, то ничего провокационного он не делал, когда не кланялся.
Так рабы или не рабы? И почему вдруг ненависть к остальному народу? Буду крайне рад, если у Вас будет время ответить до Пурима. С уважением, Шрага Яаков
Шалом, уважаемый Шрага Яаков!
Спасибо за интересный вопрос. Простите великодушно, что ответ задержался, не было никакой возможности ответить раньше.
1. По поводу «рабов». Скорее всего, Мальбим имел в виду две разных категории. В начале Мегилы, когда он говорит о рабах царя, речь идет обо всех подданных. Они являлись рабами в том смысле (как и поясняет сам Мальбим в комментарии), что царь имел право поступать с ними, как ему вздумается, подобно рабовладельцу, который единолично решает, что ему делать со своими рабами. Другое дело — те, кто обязан был кланяться Аману. Если бы имелись в виду все подданные, авторы Мегилы так и написали бы — вышло бы короче. Однако мы видим, что в тексте приводится довольно конкретное определение: «рабы царя, которые во вратах его». Это наводит нас на мысль, что имеются в виду только слуги, приближенные к царю (возможно, современный аналог — «госслужащие», а еще точнее было бы перевести «рабы царя» как «придворные»). Так становится понятным объяснение Мальбима: хоть Мордехай и получил какую-то должность при дворе, он все еще не мог называться «придворным», так как евреи не имели права на получение этого статуса.
2. Вражда Амалека и Израиля уходит корнями в далекое прошлое, а поскольку Аман был потомком Агага, царя амалекитян, нет ничего удивительного в том, что личный конфликт с Мордехаем воспламенил в нем старую ненависть ко всем евреям. Мальбим подчеркивает: Аману объяснили, почему Мордехай отказывается кланяться, что корни этого — в неприятии иудеями идолопоклонства. В гневе царедворец решил, что пришло время покончить как с иудейской религией, так и с ее носителями…
С уважением, Овадья Климовский
Рав Реувен Куклин
Не забудь стереть память...
Хава Куперман,
из цикла «Пурим»
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
...Однажды к нему пришла заплаканная вдова: после смерти кормильца она осталась без средств к существованию. «Знаешь ли ты какое-нибудь ремесло?» — спросил Мальбим. Когда выяснилось, что женщина умеет печь очень вкусные пирожки, которые, по её словам, можно было бы подавать на царский стол, Мальбим предложил ей войти с ним в дело. «Я дам деньги на муку и другие необходимые продукты, — обещал он, — ты будешь печь и продавать пирожки, а Всевышний пошлёт нам своё благословение»...
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Бенцион Зильбер
Подготовка к «конкурсу на замещение должности царицы» проводилась в три этапа.
Рав Ицхак Зильбер
Проблема антисемитизма, его происхождение, почему религиозных евреев так не любят?
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
р. Меир Фомичев
Рав Исроэль-Меир Лау
Обязанность отмечать Пурим — одна из семи заповедей, установленных нашими мудрецами, и сама эта обязанность тоже состоит из семи заповедей
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
Заповедь "не укради" в нашем цивилизованном мире давно трансформировалась в другую заповедь - "не попадайся"
Рав Бенцион Зильбер
При чём тут уши?
Рав Барух Лехт,
из цикла «Избранные уроки по Свитку Эстер»
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону