Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Какую посуду можно бить в субботу?

Темы: Суббота, 39 мелахот, Яков Шуб, Запреты в Субботу

Отложить Отложено

Можно ли открывать жестяную банку с едой в Шабат ножом? Спасибо.

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за Ваш вопрос. Прежде, чем перейти к его рассмотрению, необходимо отметить: поскольку законы субботы, регулирующие открывание различных упаковок, довольно сложны и зачастую связаны с запретами из Торы, в обычной ситуации любого рода консервные банки, бутылки, коробки, пакеты и другие упаковки необходимо открыть до субботы (Игрот Моше 1:122, Минхат Ицхак 4:82, Шмират Шабат кэ-илхата 9:1). Как известно, существует отдельная заповедь — «готовиться к субботе» (Шулхан Арух 250), поэтому, безусловно, открывание упаковок перед субботой будет считаться частью выполнения этой заповеди.

Поэтому мы будем рассматривать вопрос о том, что делать, если человек забыл до субботы открыть консервную банку. Мнения алахических авторитетов о том, можно ли открывать консервные банки в субботу, разделились. Приведем некоторые из них:

1. Некоторые считают, что поскольку банка была закрыта на заводе так, что ею невозможно пользоваться, то, открывая её в субботу и делая пригодной к использованию, человек «производит» новую банку, что является нарушением запрета бонэ — строить в субботу (Хазон Иш 51:11).

2. Другие считают, что даже закрытая банка все еще остается ценным предметом, а открывать ее в субботу будет запрещено, поскольку таким образом ее «ломают», что является нарушением запрета сотэр — разрушать в субботу (Тэила лэ-Давид 314:12).

3. Однако некоторые разрешают открывать консервные банки в субботу при условии, что после использования банку собираются выбросить (Рав Шломо-Залман Ойербах зацаль в Шмират Шабат кэ-илхата 9, прим. 7,10). В соответствии с этим мнением, поскольку в наше время консервные банки обычно выбрасывают после использования (хотя сама по себе банка является крепким полноценным сосудом), люди относятся к ним как к одноразовой посуде, не имеющей ценности. Соответственно, её можно уподобить посуде мустаки, о которой говорится в Гемаре и Шулхан Орухе (314:1): в силу ее малой ценности на неё не распространяются запреты бонэ и сотэр.

Во избежание спора современные алахические авторитеты предлагают следующее решение проблемы: пробить дырку в дне банки, а затем открыть её с другой стороны. Поскольку банка с дыркой непригодна к дальнейшему использованию, с ней нет упомянутых проблем (Шмират Шабат кэ-илхата 9:3, Минхат Ицхак 4:82).

С уважением, Яков Шуб

Читайте: Разрешено разбить сосуд, склеенный из обломков?

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.