Темы: Сон, Благословения, Яков Шуб
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом алехем! Я работаю по ночам, спать ложусь в 8.00 утра и встаю в 14.00, в утренних благословлениях не говорю «Элокай, нешама ше натата…» (благословение «Возвращающий душу») и последнее благословление «…маавир шейна…» («Прогоняющий сон»). Могу ли я это восполнить после 14.00 (когда встаю)? И нужно ли мне говорить повторно благословления на Тору после сна?
Большое спасибо за Ваш вопрос. Изначально желательно, чтобы другой человек, который спал ночью, сказал для Вас благословения Элокай нэшама и Маавир шейна утром. Благословение на изучение Торы достаточно сказать только утром.
Разберем некоторые общие положения, связанные с Вашим вопросом. Существует спор о том, должен ли человек, который не спал ночью, произносить утренние благословения. По мнению Шулхан Оруха (46:8) обязанность произносить утренние благословения распространяется только на человека, который ночью спал. Таким образом, с утра для него начинается новый день. Соответственно, человек, который всю ночь бодрствовал, должен произносить утренние благословения, не упоминая имя Вс-вышнего.
Рамо же (46:8) считает, что утренние благословения — не только обязанность, относящаяся к конкретному человеку. По его мнению, они содержат также общее восхваление Всевышнего и благодарность Ему за создание потребностей человека в этом мире. В соответствии с этим мнением, даже человек, который не спал ночью, может произносить утренние благословения как обычно, упоминая имя Вс-вышнего — в качестве общей благодарности Вс-вышнему. С этим согласен и Аризаль, и таков обычай в сефардских общинах: произносить после бессонной ночи утренние благословения как обычно.
Что касается ашкеназим, то здесь ситуация более сложная. Хотя, по мнению Рамо, произносить все утренние благословения разрешено как обычно, упоминая имя Вс-вышнего, многие более поздние галахические авторитеты считают, что человек, который бодрствовал ночью, не должен произносить благословение на изучение Торы, а также «Возвращающий душу» и «Прогоняющий сон». Мишна Брура (46:24, 47:28) предлагает следующий выход из ситуации: пусть другой человек, который спал ночью, произнесет эти благословения, имея в виду, что произносит их также за того, кто не спал. Поэтому изначально необходимо попытаться найти такого человека, чтобы он произнес для Вас эти благословения. Важно заметить: если Вы сами спали ночью хотя бы полчаса, то можете произносить все утренние благословения как обычно, упоминая имя Вс-вышнего.
А что же делать человеку, у которого нет рядом товарища, который мог бы произнести для него утренние благословения? Мишна Брура (47:28) приводит мнение Раби Акива Эйгера о благословении на изучение Торы: человек, который спал днем на кровати и для которого это был обычный постоянный сон, если в ночь после этого он бодрствовал, может утром следующего дня сам произнести благословение на изучение Торы как обычно, упоминая имя Вс-вышнего. Поэтому в Вашей ситуации можете утром сами произносить благословение на изучение Торы.
Произносить ли благословения «Возвращающий душу» и «Прогоняющий сон»? Здесь нет решения, которое удовлетворяло бы всем мнениям. Некоторые галахисты считают, что поскольку нет иного выхода, можно полагаться на мнение, в соответствии с которым изначально разрешено произносить все утренние благословения как обычно. Другие считают, что поскольку вопрос является спорным, действует правило: в спорных вопросах разрешено «облегчать» закон в отношении благословений. Соответственно, благословения нужно произнести, не упоминая имени Вс-вышнего. Дневной сон здесь ничего не меняет. Поэтому, если нет другого человека, можете произносить эти благословения, не упоминая имя Вс-вышнего, утром.
Обязан ли человек, который спал днем и для которого это является обычным, нормальным сном, снова произносить благословение на изучение Торы? Об этом также существует спор (см. Шулхан Орух 47:11, Мишна Брура 47:25). Однако обычная практика — не произносить это благословение после дневного сна. Поэтому можете полагаться на то, что Вы уже сказали его утром, см. выше.
С уважением, Яков Шуб
Читайте:
Рав Михаэль Мирлас
Рав Бенцион Зильбер
Как сделать так, чтобы страшный сон предвещал добро?
Рав Мендель Агранович
Рав Бенцион Зильбер
Надоели шарлатаны
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Исток»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Реувен Куклин
«Благословен ТЫ…, освятивший нас ЕГО заповедями»?
Рав Натан Агрес
Разве не достаточно сказать «спасибо» один раз?
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Яков Шуб
Все эти законы — повод держать человека в страхе и наказывать его?
Рав Яков Шуб
Допустима ли ложь, если она не приносит вреда?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.