Темы: Заповеди, Талит, Яков Шуб
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом алейхем! У меня небольшое телосложение, и талит катан шириной 48 см. (как написано в Кицур шулхан арухе) весьма большой для меня, его трудно носить под рубашкой, приходится подворачивать плечи, и, вообще, он сильно топорщится. Вопрос: можно ли взрослому мужчине носить талит катан, ширина которого меньше 49 см, или это неприемлемо?
Большое спасибо за интересный вопрос.
Действительно, для людей обычного телосложения ширина талита должна быть примерно 48 см. (а длина — 96 см.). Это — по мнению рава Хаима Наэ. По мнению же Хазон Иша размеры немного другие: длина — 116 см., ширина — 58 см. Однако человеку некрупного телосложения можно носить талит, минимальные размеры которого — 72 см. в длину и 36 см. в ширину, т.е. в этом случае можно «облегчить» закон.
Постараюсь объяснить, на чём основаны приведённые выше размеры.
В Шулхан Орухе (Орах Хаим 17:1) сказано: минимальный размер талит катана должен быть таким, чтобы он прикрывал голову и большую часть тела 9-летнего ребенка. Еще одним условием является то, чтобы и взрослый человек не стеснялся появляться прилюдно в одежде такого размера.
В отношении длины талит катана Мишна Брура (16:4) пишет, что изначально необходимо, чтобы он был длиной ама (локоть) спереди и ама сзади. О ширине талит катана автор Мишны Бруры не написал ничего, но, по большинству мнений, ширина также должна быть ама. С этим согласен и Хазон Иш.
Теперь проведем небольшой урок еврейской арифметики. Длина одной амы это 6 тфахим. А вот насчет длины самого тэфаха существует спор. По мнению Хазон Иша это — 9,6 см. По мнению рава Хаима Ноэ, это — 8 см.
Соответственно, длина талит катана изначально должна быть ама спереди + ама сзади = 2 амы. По мнению Хазон Иша это 2*9,6*6=115,2см. По мнению рава Хаима Ноэ длина талита это 2*8*6=96 см. Ширина талит катана должна быть ама. По мнению Хазон Иша это 9,6*6=57,6 см. По мнению рава Хаима Ноэ это 8*6=48 см.
Получается, что изначально размер талит катана по мнению Хазон Иша 116*58 см. По мнению рава Хаима Ноэ 96*48 см. Обычно талит катан делают больше на 3—4 см. в длину и ширину, т.к. он садится при стирке.
Это то, что касается изначального размера талит катана для людей обычного телосложения.
Однако существует мнение, что длина талит катана может быть 3/4 ама спереди и сзади (Мишна Брура 16:4) и 3/4 ама в ширину (Месамхэй Лев). Кроме того, есть мнение, что размеры, о которых говорится в Талмуде и Шулхан Орухе, это размеры талит катана, который используется как верхняя одежда. Поэтому талит катан, который носят под одеждой, может быть и меньше (Орух Ашулхан 16:5, Циц Элиэзер 20:8). Кроме того, есть мнение, что талит катан может быть такого размера, чтобы прикрывать голову и большую часть тела того человека, который его носит.
И хотя изначально на эти мнения не полагаются, в Вашей особой ситуации можно «облегчить». Соответственно, минимально возможный для Вас размер это 2*3/4*8*6=72 см. в длину, 6*3/4*8=36 см. в ширину.
В последнее время появился новый вид талит катана — в виде майки. Попробуйте воспользоваться им, его должно быть удобно носить под рубашкой. Может быть, с ним у Вас будет меньше проблем.
С уважением, Яков Шуб
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Яков Шуб
А если живёшь среди неевреев?
А. Фейгин
Репатрианты из России, впервые оказавшись в религиозном районе Иерусалима, Бней-Брака, Цфата или Ашдода, испытывают настоящий культурный шок при виде толпы, одетой в черное, при виде сюртуков и шапок, скроенных по последней моде начала позапрошлого века. Первый вопрос, который задают «русские»: «Почему?!»
Рав Бенцион Зильбер
Я слышал через «третьи руки», что один раввин высказал сомнение на этот счёт…
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Яков Шуб
Все эти законы — повод держать человека в страхе и наказывать его?
Рав Яков Шуб
Допустима ли ложь, если она не приносит вреда?
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
О Десяти Заповедях, начертанных на Скрижалях Завета
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.