Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Руководитель иерусалимской ешивы Хеврон, один из духовных лидеров поколения

Раби Йехезкель бар Яаков-Хаим Сарне (5649-5729 /1889-1969/ гг.) — руководитель иерусалимской ешивы Хеврон, один из духовных лидеров поколения.

Родился в белорусском городе Гродно.

После бар-мицвы учился у р. Шимона Шкопа в ешиве г. Мелеца. Позднее занимался под руководством р. Натана-Цви Финкеля (Саба из Слободки) и р. Моше-Мордехая Эпштейна (Левуш Мордехай) в ешиве Кнессет Исраэль, расположенной в пригороде Ковно (Каунаса), Слободке. Впоследствии он стал зятем р. Моше-Мордехая Эпштейна.

Во время скитаний периода первой мировой войны р. Сарне оказался в г. Смолевичах, возле Минска, где присоединился к ешиве Хафец Хаима, которая эвакуировалась сюда из Радина. В течение полутора лет он был близким учеником великого мудреца, а также помогал ему в руководстве ешивой.

В годы войны р. Сарне издал свое первое алахическое сочинение — трактат Торат аоншин (Учение о наказаниях), создавший ему высокий авторитет в мире знатоков Торы.

В 5681 /1921/ году, после того, как ешива Кнессет Исраэль возвратилась из эвакуации в Слободку, р. Сарне стал одним из ее ведущих преподавателей.

В эти годы ешива переживала пору расцвета — число учеников в ней возросло до пятисот, и она приобрела прочную репутацию мирового центра движения Мусар.

В 5684 /1924/ году, выполняя поручение р. Натана-Цви Финкеля, р. Сарне отправился на Землю Израиля, чтобы подготовить базу для постепенного перевода ешивы из Слободки.

Он избрал для размещения ешивы тихий и спокойный Хеврон, далекий от партийных и идеологических разногласий, раздирающих тогда общину Йерушалаима. С помощью руководителей движения религиозного сионизма Мизрахи ему удалось получить сто сертификатов, дающих право на легальную алию, и в течение 5685 /1925/ года из Слободки в Хеврон переехала первая сотня учеников (Р. Дов Кац, Тнуат амусар 3, с.73).

Несколько месяцев, до приезда руководителей ешивы р. Натана-Цви Финкеля и р. Моше-Мордехая Эпштейна, р. Сарне исполнял обязанности главы хевронского филиала. В последующие годы он давал уроки по алахе и часто заменял своего тестя р. Эпштейна во время его многочисленных поездок по Европе и США. В дополнение к этому, после смерти Сабы из Слободки, последовавшей в 5687 /1927/ году, р. Сарне начал проводить вместо него и беседы по еврейской этике. Его уроки отличались интеллектуальным блеском, ясностью изложения и четкой архитектоникой.

К зиме 5688 /1928/ года количество учеников возросло уже до двухсот, причем, сорок из них прибыли из США, и еще несколько из Англии и других европейских стран. Центр Хеврона превратился в цветущий еврейский квартал, жизнь которого вращалась вокруг ешивы. Восемнадцатого ава 5689 /1929/ года хевронские арабы совершили нападение на квартал ешивы и убили около семидесяти евреев, в том числе, стариков, женщин и детей. Среди погибших было двадцать четыре студента ешивы — и многие были ранены. Р. Сарне, находившийся во время погрома в Йерушалаиме, быстро подготовил все необходимое для переезда ешивы из Хеврона (Тнуат амусар 3, с.77-79,86-87; Везэ шаар ашамаим с.479).

В элуле 5689 /1929/ года, менее чем через месяц после пережитой трагедии, ешива обосновалась в Йерушалаиме, но с тех пор ее стали называть Хеврон в память о погибших в погроме учениках.

В 5694 /1934/ году, после смерти р. Моше-Мордехая Эпштейна, р. Сарне сменил его на посту рош ешивы. За более чем три десятилетия руководства ешивой он подготовил многих выдающихся учеников, ставших главами ешив и общин.

На основе своих уроков мусара р. Сарне написал комментарии на такие классические произведения еврейской философии и этики, как Кузари р. Йеуды Алеви и Месилат йешарим (Путь праведных) р. Моше-Хаима Луцато (Рамхаль).

В последний период жизни р. Сарне возглавлял Ваад аешивот (Совет ешив), созданный для оказания материальной и организационной помощи ешивам Земли Израиля, а также входил в состав Моэцет гдолей Тора (Совета выдающихся знатоков Торы) — руководящего органа всемирной конфедерации харедимных общин Агудат Исраэль (Единство Израиля).

Р. Йехезкель Сарне умер шестого элуля 5729 /1969/ года в Йерушалаиме — в восемьдесят лет.

 

Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?