Из цикла «Великие раввины», темы: Анецив, Реувен Пятигорский, Ешива Воложин
Раби Нафтали Цви Йеуда Берлин, сокращенно Анецив (1817—1893), прославленный учитель Торы второй половины 19 века, воспитатель тысяч учеников из всех еврейских общин Восточной Европы.
Родился в городке Мир Минской губернии, уже в детстве отличался необыкновенными способностями. На него обратил внимание руководитель известнейшей Воложинской ешивы раби Ицхак, сын раби Хаима из Воложина, и выдал за него свою дочь; Анециву тогда исполнилось 14 лет.
Ровно 20 лет он прожил в доме тестя, занимаясь исключительно изучением Талмуда. В 1853 году его выбрали руководителем Воложинской ешивы. Этот пост он занимал почти 40 лет, превратив ешиву в мировой центр изучения Торы, — вплоть до ее драматического закрытия специальным указом властей. Через год он умер в Варшаве.
Будучи феноменальным знатоком Талмуда и обладателем тонкого критического ума, Анецив следовал методам Виленского Гаона, во всем предпочитавшего в первую очередь ясность изложения. Наиболее выдающимся его сочинением является сборник «Аамек Шеэла», комментарий на сочинение рава Ахаи-гаона. Книга Анецива интересна еще и тем, что на первой ее странице, там, где в наше время ставится отметка об авторских правах, рав Берлин написал: «Каждый, кто хочет перепечатать эту книгу, сим получает мое разрешение без требования денежного вознаграждения, а также благословение за распространение знаний Торы».
Самым известным и талантливым его сподвижником был раби Хаим Соловейчик, сын раби Йосефа Дова Соловейчика (1820-1892), рава из Бриска (Брест-Литовска), своего старого друга и оппонента, в свое время тоже претендовавшего на пост руководителя Воложинской ешивы.
Рассказывают, что, еще учась в ешиве, он всегда опаздывал на обряд «авдалы» по завершению Йом-Кипура. Ему было больно видеть опустевшим большой зал Бейт-мидраша после того, как все молившиеся в нем, истомленные постом, спешили к столу. Он же садился за книги.
Однажды его учитель, раби Ицхак, потребовал объяснений. И Анецив привел такой довод: «Я думаю, это один из тех случаев, о которых сказали наши мудрецы в трактате Авот: “Там, где нет людей, старайся быть человеком”.»