Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Раввин, Иерусалим, Болезни, Рав Александр Кац, Община
Раби Леви бар Яаков Ибн Хабиб (Ральбах; ок. 5240-ок. 5305 /ок.1480-ок.1545/ гг.) — раввин Иерусалима; один из духовных лидеров евреев Земли Израиля.
Родился в Испании. Сын выдающегося комментатора Талмуда р. Яакова Ибн Хабиба (см.), автора агадического сборника Эйн Яаков (Родник Яакова).
В 5252 /1492/ году вместе с семьей был изгнан из Испании и обрел временное убежище в Португалии. В 5257 /1497/ году и по этой стране прокатилась волна погромов: юноше пришлось скрывать свое еврейство и принять христианское имя — до тех пор, пока семье не удалось бежать на восток. Беглецы обосновались в захваченном турками македонском городе Салоники, где была значительная еврейская община. Здесь р. Леви изучал Тору у отца и других мудрецов города.
В 5276 /1516/ году его отец умер, не успев завершить набор своего сборника Эйн Яаков. Р. Леви не только довел издание до конца, но и дополнил книгу, включив в нее еще несколько фрагментов из Талмуда и прокомментировав их.
В 5277 /1517/ году турецкий султан Селим присоединил к своей империи новые обширные пространства — от Египта до Сирии. А в 5280 /1520/ году престол Османской империи унаследовал его сын Сулейман, прозванный впоследствии Великолепным, — он покровительствовал евреям, и обстановка для еврейских поселенцев, в том числе и в Земле Израиля, стала значительно более благоприятной.
В 5282 /1522/ году р. Леви Ибн Хабиб решил поселиться в Иерусалиме. По пути он на некоторое время задержался в Цфате, где познакомился с выдающимися мудрецами города, среди которых особое место занимал р. Яаков Бейрав (см.), впоследствии ставший его основным оппонентом.
В 5284 /1524/ году Ибн Хабиб прибыл в Иерусалим, а осенью там разразилась губительная эпидемия — многие погибли, уцелевшие бежали из города. К 5290 /1530/ году в еврейской общине города не оставалась и десятка взрослых мужчин.
Став раввином Иерусалима, Ральбах приступил к восстановлению разрушенного.
В 5298 /1538/ году, когда глава общины г. Цфата р. Яаков Бейрав обновил передачу смихи (раввинского посвящения), он предложил Ральбаху стать одним из первых вновь посвященных. Однако Ральбах отрицал правомочность такого акта — ведь минуло почти полтора тысячелетия со дня, когда цепь передачи смихи от учителя к ученику была насильственно прервана. Свои возражения Ральбах изложил в полемическом трактате Смиха.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Содержание книги является яркой иллюстрацией к тому, что Письменную Тору и Устную нельзя отделить одну от другой. Если б не устная традиция, Боаз не мог бы взять в жену моавитянку.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Обычай учить Тору всю ночь Шавуот
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Прежде чем идти дальше, важно понять, что грехи наших предков нельзя ставить в один ряд с нашими грехами
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Почему одни и те же слова привели к столь разным действиям?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Глава из книги «Сефер атодаа»
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Ради двух голубиц, чистых и праведных (Рут, моави-тянки, и Наамы, аммонитянки), Г-сподь, да будет бла¬гословенно Его Имя, помиловал два больших народа (ам-монитян и моавитян) и не уничтожил их
Редакция Толдот
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Книга Рут
Рав Исроэль-Меир Лау
Смысл и обычаи праздника дарования Торы — праздника Шавуот
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Исполнение заповеди отсрочено
Редакция Толдот