Темы: Отношения с семьей, Еврейская женщина, Мирьям Климовская, Внутренний мир, Отношения с подругами и соседками
Здравствуйте! Я совсем мало разбираюсь в женской дружбе. Оглядываясь на школьные годы — понимаю, что подруг я тогда не завела, школа закончилась и общение прекратилось. Мне очень грустно, но кажется, так и пройдет жизнь, без подруг. Разве это нормально?.. Какое место занимает дружба в жизни еврейской женщины? По каким критериям можно понять, кто может быть хорошей подругой, а кто нет? И, главное для меня, какие качества необходимо в себе развить, чтобы самой быть хорошим другом для другого человека? Я всегда мечтала построить крепкую дружбу и пронести ее через годы жизни. Но, кажется, запуталась. Спасибо за Ваш труд! К.
Уважаемая К.!
Конечно, все люди хотят иметь друзей, крепкая и преданная дружба воспевается в литературе и искусстве. Есть пример преданной и возвышенной дружбы в Танахе — дружба будущего царя Давида и Йонатана, сына царя Шауля. И даже в Пиркей Авот сказано: «Купи (приобрети) себе друга». Понятно, что настоящую дружбу невозможно «купить» привычным нам способом. Но самый простой смысл текста таков: даже поверхностная, «покупная» дружба лучше, чем ее отсутствие.
Обычно пары (реже компании) закадычных друзей формируются спонтанно с детских лет. Но редко удается сохранить такую дружбу на всю жизнь. Большинство их распадается после окончания совместной учебы или переезда. Новые обстоятельства жизни приносят с собой новые дружеские связи и ослабляют старые. Сейчас есть больше возможностей поддерживать отношения на расстоянии, но это не может полноценно заменить живое общение и какие-то совместные занятия. Отношения, которые правильнее назвать приятельскими, как правило, не выдерживают испытания расстоянием.
Судя по Вашему письму, Вы не страдали от отсутствия друзей в школе — просто от тех приятельских отношений ничего не осталось после ее окончания. Теперь перед Вами и Вашими ровесницами — перспектива найти спутника жизни и построить собственный дом. Совершенно естественно, что в этот период все прежние связи ослабевают, уступая место новым — гораздо более важным. Ведь, как сказано в Торе (Бэрейшит 2: 24), даже собственных родителей — самых близких людей! — человек оставляет, чтобы «прилепиться» к своему партнеру в браке. Более того, известно немало случаев самой настоящей ревности новоиспеченного супруга/супруги к друзьям или подругам своей половины, если он/она пытается во что бы то ни стало сохранять отношения на прежнем уровне. Каждый, кто занят поиском пары, должен иметь в виду, что брак будет совершенным, только если супруг будет для него самым близким другом, а интересы супруга и обязательства перед ним будут первыми в списке приоритетов! Чрезмерная приверженность старым отношениям может сильно навредить миру в строящемся доме!
Но не надо думать, что для еврейской женщины муж должен быть единственным живым человеком на свете. От всех нас требуется сохранять теплые, дружеские отношения с окружающими, уметь выслушать, порадоваться их радостям, помочь в трудную минуту. Те качества и поступки, которые предписывает нам Тора, являются универсальным средством стать хорошим другом, супругом, родителем, учителем, учеником, соседом, деловым партнером… список можно продолжать до бесконечности. Каждый из нас должен стараться быть предельно честным и ответственным во всех сферах жизни, встречать всех с приветливым выражением лица, оказывать хесед, избегать сплетен и злословия, не мстить и не хранить злобу, короче — любить ближнего как самого себя и не делать другим того, чего не желаешь себе. Чтобы развить все эти качества, требуется постоянная работа над собой, преодоление своих слабостей. Того, кто обладает этими качествами, как правило, все любят и все рады считать своим другом, даже если речь идет только о поверхностных отношениях — приятельских или соседских. Для того же, чтобы развилась настоящая дружба, необходимо что-то, что объединяло бы людей — не только место проживания, работы или учебы. Как правило, объединить людей может то, во что они вместе вкладывают частичку себя, совместное преодоление испытаний. Поэтому супруги часто и оказываются самыми близкими друзьями.
Из всего этого можно сделать вывод: качества, позволяющие быть хорошим другом, развивать в себе необходимо — ведь это именно те качества, которых требует от нас Тора. Но специально искать друзей нет необходимости, да это и нереально: настоящая дружба не возникает «по заказу». Если каждый из нас будет стараться делать то, что на него возложено, жизнь сама расставит все по местам — и мы найдем свой круг близких людей. А будут они называться друзьями, родными, соседями или коллегами — не так уж и важно.
Желаю Вам найти свое место в жизни и близких людей!
С уважением, Мирьям Климовская
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.