Темы: Миква, Еврейская женщина, Женщина, Законы семейной чистоты, Мира Вайсбин, Ритуальная чистота
Уважаемая Рабанит! Я решила регулярно ходить в микву. Мой муж искренне не понимает, зачем это нужно и почему так важно, — несмотря на то, что изучает традицию и много знает. Тем не менее, не видит разницы между миквой и принятием ванны. Я не нашла, что ему ответить, хотя эмоционально ощущаю огромную разницу. И еще он спрашивает, должны ли мужчины окунаться, если для женщины это так принципиально. Спасибо. N.
Уважаемая N.!
Я рада за Вас, что Вы приняли на себя одну из самых основных заповедей еврейской семейной жизни — миквэ.
Среди евреев, выросших вне Торы и её заповедей, идёт интуитивное «нащупывание» дороги обратно, к тем законам и правилам поведения, которые оказывают явное воздействие на эмоциональное состояние человека. Поэтому часто бывает, что обычная последовательность и иерархия заповедей нарушается. Что-то уже выполняется, что-то ещё нет. Это естественно, и — идёт движение дальше. Постепенно всё становится на свои места, если люди последовательны.
Миквэ — это специальный бассейн, наполненный строго определённым образом водой из естественных источников. Количество воды также определено — минимум 40 сэа (примерно 760 литров). Цель погружения в микву — очищение от тум-а (ритуальной нечистоты). Окунаются не только женщины, но и мужчины. Также в микву в определённых случаях окунают посуду.
Вы очень точно пишете: эмоции женщины при погружении в микву полностью отличны от её эмоций при «погружении» в ванну.
Почему это так?
Дело в том, что воды миквэ отмывают душу, а обычная вода очищает тело.
В структуре «человек» есть две составляющие: тело и душа. Каждой из них требуется свой подход, своё питание.
Тело питается привычной пищей, и хорошо поступает тот, кто не просто ест, что попало (что вкусно), а следит за наличием в пище необходимых для тела элементов — минералов, витаминов — в нужном количестве. Тогда тело чувствует себя «в форме».
Так же и душа человека питается, но духовной пищей (изучением духовных закономерностей мира — Торой, выполнением её заповедей; их выполнение необходимо для «питания души», т.к. мы живём в мире действия). Душу тоже нельзя кормить, чем попало, и только тогда душа чувствует себя «в форме». Неправильные действия (нарушения Закона) и отсутствие духовной пищи приводят к настоящему духовному голоду.
Недаром еврейские мудрецы сравнили душу с нежной принцессой, изгнанной из дворца. Она не привыкла питаться грубой пищей, поэтому голодает и мучается. «Не та» духовная пища это на самом деле «мусор», грязный духовный налёт, «плотины» в каналах восприятия Б-жественной энергии жизни, через которые поступает питание нашей душе от Источника жизни — Творца. Это своего рода отсутствие жизни, «смерть» в духовном аспекте. Так же «работает» и физическая смерть — оставляет духовную нечистоту в «опустевшем» от духа теле.
Функция вод миквэ — снимать и отмывать эту духовную нечистоту, называемую тум-а. При погружении в микву тум-а сменяется тоhорой (духовной чистотой) по принципу таваль — батэль (тэт-бэт-ламед — бэт-тэт-ламед: «погрузился — уничтожено»). Что уничтожено? Уничтожается духовный «нечистый» налёт на душе. А это неизбежно даёт человеку ощущение лёгкости, подъёма. Каждая женщина знакома с этим ощущением после погружения в микву!
Мужчины окунаются в микву с целью очищения обычно перед Рош а-Шана, Йом-Кипуром, Суккот, Шавуот, Песахом. Есть мужчины, которые окунаются также перед каждой субботой. Есть и те, кто окунается в будние дни по утрам. Это — по выбору, индивидуально.
Замужние женщины окунаются регулярно, ежемесячно. Это — обязанность, специальная «женская» заповедь, связанная с женским циклом.
Дело в том, что тум-а образуется не только в результате наших неверных действий, но и в результате некоторых процессов в нашем организме, протекающих «на стыке жизни и смерти». В частности, речь о женском цикле, когда в результате отмирания неоплодотворённой яйцеклетки женщина приобретает тум-ат нида и обязана снять эту тум-у погружением в микву.
Коротко заметим: законы чистоты, связанные с погружением женщины в микву и подготовкой к этому, предписывают ряд действий, которые в комплексе мощнейшим образом влияют на физический, психологический и духовный аспекты жизни супружеской пары, а также потомства.
Тема миквэ и законов тум-ы и тоhоры настолько обширна, что я смогла коснуться только отдельных моментов. Чтобы составить себе впечатление о глубине этого вопроса и о том, как он связан с глубокими тайнами нашего бытия и соотношения между жизнью и смертью, рекомендую почитать книгу «Воды Эдена» раввина Арье Каплана, а также другую литературу по теме.
Желаю Вам удачи, Мира Вайсбин
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.