Темы: Ципора Харитан, Любовь, Еврейская женщина, Женщина, Материнство, Головной убор
Здравствуйте, уважаемые рабаним/рабанит! Мой вопрос таков: в книге Зоар я встретила тезис, гласящий, что «даже стены дома» не должны видеть ни одного волоса женщины. В противном случае, она привлекает в дом бедность, ло алейну («не про нас будь сказано»), её дети не будут благочестивыми и большими людьми и т.д.
Я соблюдаю заповедь покрытия головы (парик, кисуй рош, платок), прячу усердно волосы. Как на людях, вне дома, так и дома с мужем в период отдаления. Но неужели заповедь настолько буквальна, что я не должна даже в период разрешённой связи с мужем открывать волосы?
Как следует толковать норму в данном случае? Многое в Торе, устной и письменной, нельзя понимать буквально, именно поэтому обращаюсь к консультантам. Заранее благодарю за ответ. N.
Уважаемая N.,
Позвольте сказать Вам, что человек обычного религиозного уровня, который читает книгу Зоар (да еще, наверное, и в русском переводе), уподобляется тому, кто после ознакомительного курса физики для школьников пытается понять квантовую теорию.
Есть люди, которых мы называем «мекубалим». Они не только учат Каббалу, но и стараются соблюдать в повседневной жизни каббалистические обычаи и нормы. Прежде, чем начать это делать, они накопили колоссальные знания, изучая Талмуд и Галаху (еврейский Закон) на самом высоком уровне.
А кроме того, работали над своей личностью и характером по принципам движения Мусар — морального совершенства — в самых разных его проявлениях. Благодаря этой интенсивной учебе они достигли такого уровня, когда для них жизнь по обычаям Каббалы является не тяжелой нагрузкой, а естественным этапом духовного совершенства. Видимо, это совершенство воздействует и на членов их семей.
Но я когда-то читала высказывание одного из них: «Есть красивый каббалистический обычай произносить в субботу благословение на двенадцать хал. Но тот, кто испечет двенадцать хал и произнесет на них благословение, еще не превратится от этого в мекубаля, так как это — лишь крохотный элемент в системе поведения».
А теперь конкретно к Вашему вопросу о «стенах дома», которые «не должны видеть ни одного волоса» женщины… «Простым смертным», как я и Вы, совершенно не предлагается так себя вести.
Есть известная книга «Биньян а-байт» рава Шохатовича, ученика Стайплера зацаль, отца рава Хаима Каневского, где он приводит историю из Талмуда (Йома 47а) о женщине по имени Кимхит, прославленной безупречной скромностью. Семь ее сыновей стали коаним гдолим (первосвященниками). Спросили наши мудрецы Кимхит, как она достигла этого, и она ответила: «Стены моего дома никогда не видели моих волос».
Рав Шохатович пишет, цитируя рава Шнеура Котляра, что обычно не приводят ответ мудрецов ей. А мудрецы ответили: «Многие так пробовали, и у них не получилось». Возникает вопрос: что же, мудрецы считали, что нужно было закрыть еще что-то? Кисти рук? Лицо? Взять на себя еще какие-то дополнительные «устрожения»? Но тогда они так бы и сказали.
На самом деле мудрецы сказали Кимхит: «Ты, несмотря на свою абсолютную скромность, сумела сохранить подлинную близость и любовь с мужем. Другие пробовали так, и оказалось, что это не путь для них. Это вело к отдалению».
Поэтому не надо принимать на себя исполнение каббалистических обычаев, которые на обычном духовном уровне могут больше повредить семейным отношениям, чем способствовать семейному благополучию. И не надо бояться бедности из-за этого, потому что, еще раз повторяю, эти слова обращены не к людям обычного сегодняшнего уровня.
С уважением и пожеланием любви и мира в семье, Ципора Харитан
N. B.:
Как бы ни было любопытно читать книгу Зоар, я все-таки рекомендовала бы воздержаться от ее чтения и заменить его чтением религиозной литературы, которая предназначена «для масс», а не для избранных. А такой литературы очень-очень много, и, поверьте мне, не только я принадлежу к «невеждам», которые книгу Зоар никогда не читали, но и достаточно много других людей с хорошим религиозным образованием.
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.