Темы: Воспитание в духе Торы, Ципора Харитан, Женщина, Депрессия, Забота о себе, Внутренний мир
Шалом! Последнее время душу терзает тоска. Я выросла в семье евреев (по маме), которые крестились и себя евреями не признают. Я для себя решила, что хочу возврата к традиции, выйду замуж за ортодокса, у нас будет куча детишек и будет мне счастье.
Но чем больше я узнаю об ортодоксальной еврейской жизни, тем больше боюсь быть в ней несчастной.
Я не знаю, как смогу полностью отказаться от привычной жизни и планов на будущее. Например, как отказаться от мысли о работе (так как ортодоксальный еврейский муж вряд ли одобрит желание жены работать), как отказаться от телевизора в квартире и от похода в кинотеатры, как отказаться от чтения любимых книг нерелигиозного содержания, от нерелигиозных интересов, тех же путешествий, походов в театр. Как отказаться от всего того, с чем я жила все 20 лет?
Безумно больно осознавать, что я стою между двумя огнями — отказом от ортодоксальной еврейской жизни, а значит, и от праведного служения Творцу, и отказом от привычного и интересного мира, в котором я росла.
Я не знаю, что делать. Боюсь совершить непоправимую ошибку, за которую, что бы я ни выбрала, придется расплачиваться и мне, и моей семье. (Если я выберу религиозную ортодоксальную жизнь, но не смогу к ней привыкнуть, буду несчастна в ней, будет несчастен и муж, и дети; если я откажусь от ортодоксальной жизни — а останутся ли мои дети евреями вообще?)
Не знаю, как лучше поступить в данной ситуации и какой выбор будет правильным. Прошу у Вас совета. Заранее спасибо! N.
Уважаемая N.,
Прежде всего, позвольте сказать, что само Ваше стремление к истине и служению Творцу уже свидетельствует о том, что у Вас высокая душа с замечательными силами и намерениями.
Но, по-моему, Ваше представление о жизни ортодоксальных евреев основывается не на близком знакомстве с ними, а на каких-то прочитанных или услышанных отрывочно сведениях. Я бы очень рекомендовала поехать в какой-нибудь еврейский центр и пожить там в ортодоксальной общине для того, чтобы приобрести более ясные представления об этом образе жизни.
Так, например, представление о том, что ортодоксальная женщина не имеет права и не должна работать, не имеет ничего общего с действительностью. Что касается привычных Вам развлечений, несомненно, части из них, например, телевизионным программам, нет места в действительно религиозной жизни, т. к. большинство из них содержит сцены разврата или насилия. Но обычно жизнь ортодоксального человека наполнена другими моментами, которые придают ей интерес и смысл.
И, конечно же, есть и очень много развлечений без сомнения разрешенных ортодоксальным евреям. Например, интересные путешествия, музыка, занятия спортом и т. д.
Кроме того, есть разные уровни ортодоксальности, и нигде не рекомендуется, чтобы человек начинал соблюдать все правила еврейской жизни сразу самым строгим и скрупулезным образом. Поэтому еще раз советую ознакомиться с этой жизнью на практике для того, чтобы Вы могли сделать свой выбор без ощущения, что Вы понесли тяжелые потери и принесли большие жертвы.
Кроме того, молитесь Творцу, чтобы Он помог Вам определить правильный для Вас путь и дал бы Вам в пару человека, который будет понимать Ваши чаяния. А возможно, человека, который, как и Вы, мечтает о служении Творцу и хочет пройти этот путь постепенно.
С уважением и пожеланием всего наилучшего, Ципора Харитан
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.