Темы: Ваехи, Недельная глава, Раби Акива Эйгер
Всю жизнь Раби Акива Эйгер, великий праведник поколения, самоотверженно изучал Тору. Он учился днем и ночью, не упуская ни мгновения и не обращая внимания на физические недомогания.
Рав не отличался завидным здоровьем, но мелкие и не очень мелкие слабости не мешали ему учиться. Однако со временем его здоровье серьезно пошатнулось, и сыновья раби Эйгера решили взять на себя заботу о физическом состоянии отца. Они решили вывезти его в «отпуск», куда-нибудь в тихое место с чистым воздухом, где отец мог бы отдохнуть и набраться сил.
Сыновья спланировали поездку, заказали повозку, и, когда она приехала, позвали отца сесть в нее. Не отрываясь от листа Гмары, раби Акива Эйгер встал, прошел во двор и сел в повозку. Он не задал ни одного вопроса: да и какая ему разница, где учиться — дома или в коляске? Главное, что никто не мешает…Раби Акива Эйгер продолжал учиться в течение всей поездки. Когда повозка прибыла в пункт назначения, сыновья провели рава в его комнату и усадили в мягкое удобное кресло, поближе к окну, чтобы отец мог дышать свежим воздухом.
Рав продолжал учиться, не обращая внимания на происходящее.
Но через пару часов вдруг поднял голову и спросил одного из сыновей:
— Ну, где ребенок?
— Какой ребенок? — переспросил тот.
Раби Акива Эйгер огляделся, усмехнулся и объяснил:
— Я вдруг почувствовал, что уже давно сижу не на обычном стуле, а в удобном кресле. Такое случается только, если меня приглашают на брит-милу, держать ребенка во время обрезания. Я и подумал, что сижу здесь, потому что брит, а я — «сандак». Я же не мог предположить, что меня вывезут на отдых! На мой взгляд, в этом не было особой необходимости…
В нашей недельной главе сказано : « и преклонил плечо свое, чтобы нести». Раши объясняет: «нести бремя Торы». На святом языке употребляется слово «лисболь» — что означает «страдать».
Нести бремя Торы — нелегкое дело, но именно на тех, кто готов «преклонить плечо», держится этот мир.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Содержание книги является яркой иллюстрацией к тому, что Письменную Тору и Устную нельзя отделить одну от другой. Если б не устная традиция, Боаз не мог бы взять в жену моавитянку.
Эстер Оффенгенден
Рав Яков Гельфман
Замечено ли это мудрецами?
Рав Исроэль-Меир Лау
Смысл и обычаи праздника дарования Торы — праздника Шавуот
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Почему одни и те же слова привели к столь разным действиям?
Рав Шимон Грилюс
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Обычай учить Тору всю ночь Шавуот
Рав Шимон Грилюс