«Когда имя Б-га произносить (буквально — звать) буду, воздайте славу Всесильному нашему» (Дварим 32:3, Песнь Аазину). Наш учитель рав Хаим Виталь объясняет: весь путь еврейского народа во всех его поколениях отражен в этой песни.
Из-за грехов Израиля Шхина (Б-жественное присутствие) удаляется, как сказано: «Поднимись над небесами, Б-же…» (Тэилим 57:6). Моше Рабейну делал всё для того, чтобы Шхина спустилась к нам и спасала нас в изгнании. Об этом и сказано: «Когда имя Б-га произносить (звать) буду…» — я зову святую Шхину, чтобы она была с вами и хранила от бед. Но это — лишь при условии, что вы поможете мне исполнением заповедей — что и вы тоже «воздадите славу Всесильному нашему». Дайте Ему силу, изучая Тору и исполняя заповеди.
Удивительную историю о величии пения, посвященного Всевышнему, рассказал аврех из города Модиин-Илит.
Мой дед, праведный еврей, перенес много тягот в жизни, но выдержал их достойно и сумел построить прекрасную богобоязненную семью. Однажды он заболел, оказался в больнице. Состояние было тяжелым, но он оставался в здравом уме и твердой памяти.
Мои дяди приехали в больницу, чтобы порадовать и подбодрить отца. Они начали петь, обращаясь к Тому, в Чьей руке душа всего живого. Дед был растроган, пение буквально оживило его.
Вдруг заходит к ним еврей без кипы, сильно взволнованный, и говорит: «У меня здесь, в соседней палате, мама. В очень тяжелом состоянии. Но сейчас она пришла в сознание, этого уже давно не случалось. Она услышала ваше пение, и это напомнили ей прошлое — детство в родительском доме, в богобоязненной семье. Теперь она хочет раскаяться…»
Мои родственники обрадовались и удивились, открыв для себя, какую силу несут песни, обращенные к Б-гу, и как добрые дела оказывают на мир влияние, о котором мы даже не подозреваем.
Тот еврей вернулся к матери, а через два часа вновь появился в палате и сообщил, что мама умерла… Ее душа вернулась к Создателю, но перед этим мама пришла в сознание и раскаялась перед Ним.
Те часы, когда мои родные пели о душе, стремящейся к Б-гу, стали для этой женщины последними часами на земле. Это «совпадение» было призвано пробудить ее душу и приблизить ее к Отцу Небесному. Она обрела свой Будущий мир за один час…
Поразительно, насколько велика сила этой заповеди — навещать больных. И как песни, полные чувства, способны перевернуть душу и привести еврея к раскаянию прежде, чем он предстанет перед Небесным Судом. В этом мире, когда раскаяние еще может что-то изменить… (Эсрим ве-Арба Шева).
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.