Темы: Дарование Торы, Шавуот, Оцарот, Чтение для детей, Синай, Рассказы
Шавуот — праздник Дарования Торы. В течение семи недель мы готовились к нему, отсчитывая дни омера, чтобы очиститься и освятиться небесной святостью. Теперь мы будем бодрствовать всю ночь, изучая святую Тору и исполняя тикун Шавуот до рассвета, то есть до того времени, когда явились «голоса и молнии, и облако тяжелое над горой, и звук шофара очень сильный, и затрепетал весь народ в стане, а гора Синай дымилась вся от того, что спустился на нее Б-г в огне, и поднимался дым ее, словно дым из печи, и сильно тряслась вся гора» (Шмот 19:18). Страх и ужас, как мы произносим в молитве на Рош а-Шана: «Так и весь мир содрогнулся перед Тобой, когда явился Ты, Царь наш, на горе Синай, чтобы обучить народ Свой Торе и заповедям…»
При этом наши мудрецы сообщают ш, что гора Синай чудесным образом облеклась травяным покровом и цветами, так что Писанию пришлось запретить крупному и мелкому скоту пастись на ней. И сообщают, что с каждым речением, выходящим из уст Всевышнего, весь мир наполнялся настолько сильными ароматами, что не оставалось места для других запахов. «Поскольку уже от первого речения он наполнился, то куда же вошло второе? Достал Святой, благословен Он, ветер из закромов Своих и выдувал их один за другим, как сказано (Песнь Песней 5:13): “Губы его — розы, источают мирру текучую”» (Шаббат 88 б).
Если задумаемся над сказанным, увидим, что здесь кроется важный урок для нас. Как заповедано нам помнить и не забывать предстояние у горы Синай вместе с огнями, факелами и страхом великим, так нужно помнить и цветы с ароматами.
Более того, в Шавуот не трубят в шофар, вводящий сердца в трепет, зато украшают свитки Торы розами, а синагоги и квартиры — ветвями и цветами. Это говорит о том, что с каким бы трепетом мы ни относились к Торе, нужно все равно помнить, что она — слаще меда из пчелиных сот, она озаряет глаза и успокаивает душу, подобно крепкому аромату и пестрым цветам. Нет иного блаженства, подобного Торе, и нет ничего слаще ее изучения. Ибо «свеча — заповедь, а Тора — свет» (Мишлей 6:23). Счастливы изучающие ее и передающие в наследие своим детям! (Майян а-Моэд)
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.