«Да не войдет моавитянин и амонитянин в общину Б-жью» (23:4). Тора дает нам свои наставления на целую вечность. И несмотря на то, что народы моава и амона уже исчезли из мира и растворились среди других обитателей земли, урок, который мы выносим из этой заповеди, и ее смысл остаются на все поколения.
Эти народы требуют от нас особого отношения: «За то, что не встретили вас с хлебом и водой в пути, когда вы вышли из Египта… не ищи мира с ними и блага для них во все дни твои, навеки».
Если бы нам нужно было осудить каждый народ, который не встретил нас с хлебом и водой, пока мы были в изгнании, то нам пришлось бы объявить вражду всему миру. К тому же, при исходе из Египта был еще один народ, который не только не встретил евреев с хлебом и водой, но и вышел им навстречу с мечом. Это был Эдом, но как раз о нем в нашей недельной главе сказано: «Не презирай эдомейца, ибо он брат твой». Чем же отличаются Моав и Аммон?
На это отвечает наш учитель Рамбан: «Мне кажется, что Писание отдалило двух этих братьев — Аммона и Моава — поскольку они получили благо от Авраама, который спас их отца и матерей из плена. В его заслугу Б-г вывел их из Сдома (чтобы они не погибли)». Иными словами, они проявили неблагодарность.
Давайте подумаем: народ Израиля выходит из Египта и останавливается возле границ Моава. «И испугался Моав чрезвычайно из-за народа, ибо велик он, и противно стало Моаву из-за сынов Израиля, и сказал Моав… теперь обглодает эта община все вокруг нас, как бык обгладывает зелень полевую» (Бемидбар 22:3). Короче говоря, моавитяне были уверены, что их жизням угрожает опасность. Но Тора утверждает: они не только не вправе были причинять сынам Израиля зло, но и должны были выйти им навстречу «с бубнами и танцами» и поднести им дары — хлеб и воду. Почему? Потому что однажды, много лет назад, дед Израиля сделал доброе дело для их деда.
В сущности слово «дед» недостаточно точное. Давайте произведем подсчет. Войну против Мидьяна вел Пинхас, сын Элазара, сын первосвященника Аарона, который был сыном Амрама, сына Кеата, сына Леви, сына Яакова, сына Ицхака, сына Авраама. Девять поколений прошло со дней Авраама и Лота, который был отцом Моава и Амона. Получается, что Тора требовала от этих народов помнить, что их предок в девятом поколении однажды, около четырехсот пятидесяти лет назад, был спасен таким же далеким предком народа Израиля.
И если они не вспомнили этот факт и не поступили в соответствии с ним — не признали, что обязаны отплатить добром сынам Израиля, — то что? Теперь они вечно будут лишены права присоединиться к еврейскому народу! Но почему? Потому что еврей по природе своей не может быть неблагодарным.
Верно, евреи не отрицают совершенное для них другими добро. Но что происходит, если я признаю добро, сделанное для меня неким человеком, а он впоследствии причинит мне страшное зло, несправедливость, вопиющую к небесам? В таком случае я становлюсь ему злейшим врагом, верно?
Нет, неверно!
«Не презирай египтянина, ибо пришельцем ты был в его стране». Раши комментирует: «Не презирай его во всем, несмотря на то, что он бросал ваших сыновей в реку. Почему? Потому что он дал вам укрытие в час нужды». В период голода, в поколении Йосефа, египтяне взяли вас к себе и сделали для вас добро. И это не могут стереть даже двести десять лет рабства, работы до изнеможения над глиной и кирпичами с надсмотрщиками и преследованиями. Не презирай египтянина во всем!
Если бы люди вели себя по этим правилам, ни одна семейная пара не разводилась бы. Они помнили бы добро, которое царило в их отношениях в первый период после свадьбы. А вся последующая жизнь уж точно не хуже, чем египетское рабство.
Но основной урок о том, насколько мы обязаны чувствовать благодарность, по словам автора «Книги воспитания» (Хинух), еще более возвышен: «Приобретя это качество в своей душе, человек взойдет от него к благодарности Б-гу, который дал ему родиться, обеспечивал всем необходимым на протяжении жизни, поставил на ноги, дал здоровые части тела, вложил в него душу и разум для познания. Пусть же человек задумается, насколько осторожным он должен быть в служении Творцу, благословенно Имя Его».
Рассказывает гаон раби Ицхак Зильберштейн, главный раввин района Рамат Эльханан: «Однажды я зашел в синагогу на вечернюю молитву и увидел гаона раби Бен-Циона Абу Шауля, который вошел и присоединился к уже собравшемуся миньяну. Войдя, он достал из кармана монету и положил в копилку для пожертвований у входа в синагогу. К нему подошли и напомнили ему слова из книги “Каф а-Хаим” (Орах Хаим 235:4): “Ночь — это время власти сил суда, и потому ночью не дают пожертвований перед молитвой”».
На это он ответил: «То, что я дал, — это не пожертвование. Просто я наслаждаюсь освещением, кондиционером, чистым полом и приготовленным молитвенником. А разве могу я наслаждаться, не заплатив за это?» (Майян а-Шавуа)
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.