«И на Аарона весьма прогневался Господь, (намереваясь) погубить его; но я молился и за Аарона в то время» (Дварим 9, 20). Невозможно переоценить силу молитвы, ее способность изменить ситуацию, в которой мы находимся! Счастлив тот, кто знает, какое это сокровище — молитва, и умеет пользоваться им.
Следующую историю мы узнали от одного знатока Торы из Йерухама. Она — о молитве: если человек молится из глубины сердца и говорит Всевышнему, благословен Он: «Никто кроме Тебя не поможет мне», он может удостоиться истинных чудес.
«Я был на одном семейном торжестве, — сообщил нам рассказчик. — Вдруг входит бедная женщина, нищенка, и начинает просить подаяния. Обойдя присутствующих, она уселась у стола в сторонке и начала подсчитывать полученные монеты. Возле стола, за которым она сидела, был еще один стол, где лежали пальто и куртки всех гостей. Тут некоторые из присутствующих начали перешептываться: может быть, нехорошо, что эта женщина сидит возле стола, где сложена одежда… Вдруг она собирается стянуть что-то из одежды или пошарить по карманам…
Один из присутствующих даже рассказал, что на прошлой неделе тоже был на семейном торжестве и туда тоже пришла эта женщина, а после омовения рук (для чего женщины снимают кольца) у одной гостьи пропало золотое кольцо.
Пока шли разговоры, — продолжал рассказчик, — я подошел к тому столу, собрал пальто и куртки и переложил в другое место.
Женщина поняла, что я сделал это из опасения, как бы она не украла что-нибудь, была глубоко оскорблена и даже заплакала. Сразу после этого она встала и быстро вышла из зала.
Я понял, что совершил страшную ошибку. Догнал ее, попросил прощения, но она продолжала плакать и ушла оттуда. Я испытывал сильные угрызения совести. С тех пор я искал эту женщину везде, но найти не удавалось.
По правде говоря, вскоре после этого события я встретил ее на улице, но постеснялся подойти. С тех пор прошло семь лет, в течение которых я не видел ее ни разу.
Мне было очень тяжело, и я не знал, как это исправить. Знал, что очень сильно задел ее, знал также, что она, возможно, вовсе не собиралась воровать и что я должен попросить у нее прощения.
Я пришел к одному из знаменитых раввинов, живущему в Бней-Браке, и рассказал ему об этом случае. Он ответил: единственное, что можно сделать, — это молиться и просить Творца помочь мне найти женщину, которую я оскорбил, чтобы просить у нее прощения. Он подчеркнул: молитва должна быть подлинной, из глубины сердца, как сказано: “Близок Б-г ко всем призывающим Его, ко всем, кто призывает его в истине” (Тэилим 145, 18).
Выйдя из дома великого раввина поколения, я сразу направился в ближайшую синагогу и в слезах просил Всевышнего, чтобы помог мне завершить эту историю достойно.
И что случилось вслед за этим?
С раввином я говорил в десять вечера. С половины одиннадцатого примерно до одиннадцати молился. В одиннадцать вышел из синагоги. И… мимо проходит эта женщина. Именно так всё и было, не преувеличиваю. “…прежде, чем воззовут они, Я отвечу…” (Йешаяу 65, 24).
Я был потрясен, но отрицать реальность было невозможно. Вот она, нищенка, которая пришла тогда на наше семейное торжество.
Я подошел к ней, напомнил о том происшествии и, плача, попросил прощения. Она всё помнила и простила меня с полным сердцем.
Что помогло мне? Только сила молитвы!» (Бархи Нафши)
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.