Темы: Недельная глава, Ваера, Оцарот
«Всесильный с тобой во всем, что ты делаешь» (21:22). Что же будет? Кто только не задавал этот вопрос! Как правило, он сопровождается печальным вздохом. «Что же будет с семью миллионами евреев, окруженными ста миллионами ненавидящих их арабов? Что же будет с маленькой страной, на которую нацелены сотни дальнобойных ракет, снаряженных оружием массового поражения, химическим и бактериологическим, а через несколько лет и ядерным? Что же будет в результате вражды, которой нет предела, сопровождаемой религиозным фанатизмом?»
А что будет в нравственном плане? Что будет из-за смешанных браков, отрезающих части народа в странах диаспоры? Из-за них семьдесят процентов евреев ассимилируются среди других народов. Что будет, если более миллиона детей на Святой Земле не учатся читать «Шма, Исраэль» и не знают, что такое десять заповедей и тринадцать принципов веры. Они оторваны и отделены от своего наследия. Станем ли мы двумя чужими друг для друга народами?
Что будет в финансовом плане? Что будет с тем багажом проблем и тягот, которые каждый несет на своих плечах? Что ждет нас в конце с кучей долгов? Есть трудности и в семьях, и на работе. У каждого полная чаша невзгод, и конца им не видно. Не видно света в конце темного туннеля.
Утешение и ответ находится в нашей главе: для еврея нет отчаяния. Поднимите головы и не теряйте надежду. Ведь еврейский народ родился после того, как всякая надежда пропала. Нашему праотцу Аврааму было сто лет, а его жене Саре — 99. Родить ребенка в этом возрасте казалось чем-то настолько невообразимым, что даже сама Сара была поражена, засмеялась и назвала своего сына Ицхак (буквально «будет смеяться»). Ведь хорошо смеется тот, кто смеется последним, и это будет народ Израиля: «Когда вернет Б-г возвращающихся в Цион, мы будем словно сновидцы. Тогда Он наполнит смехом уста наши и язык — ликованием».
Наш народ выживает вопреки всем прогнозам и даже когда нет шансов. Он прошел через все беды и перепрыгнул все ловушки. Несомненно, он перепрыгнет и последние препятствия, оставшиеся на финишной прямой к вечному и совершенному избавлению, которое явится вскоре. Ведь мы знаем, что в один миг все может измениться к лучшему. Для этого не обязательно должно произойти чудо, не нужно изменять законы природы. Нужен лишь свет с Небес. Мы должны снискать благоволение в глазах Творца, и тогда все обернется к добру. И делается это благодаря возвращению к вере, молитве и благотворительности, которые отменяют жестокий приговор. Чего же мы тогда ждем?
На исходе шаббата произносят удивительную молитву, в которой просят открыть врата всех благ — врата света и благословения, ликования и радости… от Алеф и до Тав. Рассказывают, как однажды спросили Одель — дочь святого Бааль Шем Това: «Какие среди всех перечисленных здесь врат являются самыми важными?» Она ответила: «Врата помощи Свыше!» И это настолько верно! Как говорится в пословице, без помощи Свыше нельзя и порог переступить. А с ней можно даже раздвинуть воды моря!
Но когда перед человеком открываются врата помощи Свыше, ему нужна особая помощь Свыше, чтобы понять, как ее использовать. «Смотри, — говорит гаон раби Хаим Шмулевич, — Авраам удостоился помощи Свыше. “Всесильный с тобой во всем, что ты делаешь”. После него так было с Ицхаком, с Яаковом, с Йосефом и Давидом — “Б-г был с ними”. И посмотрите, как они ее использовали, куда устремились и какие заслуги принесли многим поколениям.
Ишмаэлю также открылись врата помощи Свыше: “И был Всесильный с отроком, и тот вырос”. Но в чем было его величие? “И он натягивал лук…” Стал чемпионом по стрельбе».
Все это обязывает нас направлять успехи и дарованную нам удачу в верную сторону — к Торе, милосердию, семье и обществу! (Майян а-Шавуа)
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.