Выступает рав Галинский.
«И было на третий день утром, и были голоса и молнии, и тяжелое облако над горой, и очень сильный звук шофара, и затрепетал весь народ в стане». Звуки разбудили их, «и вывел Моше народ навстречу Всесильному из стана… и встали у подножия горы» (Шмот 19:17). С того самого дня и до сих пор мы стараемся исправить этот промах и в Шавуот бодрствуем всю ночь. Но вопрос в том, почему спали тогда, почему не встали вовремя?
Сказано, что при даровании Торы «Б-г с Синая пришел и воссиял от Сеира перед ними, явился с горы Паран и пришел от десятков тысяч святых. Из правой руки Его — пламя закона для них» (Дварим 33:2). В Гмаре спрашивают (Авода Зара 2 б), чего Всевышний хотел в Сеире, стране сынов Эдома, и чего искал в Паране, где живут потомки Ишмаэля? Сказал раби Йоханан: «Это учит нас тому, что Святой, благословен Он, приходил с Торой ко всем народам и языкам, но они не приняли ее, пока в итоге Он не пришел к Израилю, который ее принял».
После этого так ли уж удивительно, что евреи спали? Кто мог предположить, что другие народы так быстро откажутся от Торы, и что в один момент Всевышний получит отрицательный ответ от всех семидесяти народов? Мы были уверены, что это займет хотя бы несколько часов…
Вы смеетесь? Хорошо, но знайте, что смеетесь вы не над ними, а над собой!
В Гмаре (Брахот 34 б) говорится, что молящийся должен быть сосредоточен на всех благословениях. Но если он не может сосредоточиться на всех, пусть сделает это хотя бы в первом из них. На мой взгляд, объяснение очевидно: человек — это всего лишь человек, а часто ему даже это не удается. А мысли его — вольные птицы. Они расправляют крылья, а он гонится за ними, чтобы схватить, попутно думая о разных других вещах. Но это еще ничего… ведь он назначил губы быть своим исполнителем, а «посланник человека — как он сам». Чего можно требовать от него?
Но разве можно так уже в самом начале, на первом же благословении?!
Обвинение после греха с тельцом звучало так: «Сошли быстро с пути» (Шмот 32:8). Сойти с пути — это ужасно, но быстро сойти — в семьдесят раз хуже!
Представьте, двое товарищей приходят на учебный седер, естественно, по своим собственным часам, и садятся учиться в паре. Это уже не просто. Ведь нужно найти стендер, чтобы он был «не длинный и не короткий, не тощий и не толстый» (Брахот 31 б). А большинство стендеров уже заняты теми, кто пришел раньше. В итоге они его находят и открывают Гмару, и тут один спрашивает другого: «Ну, какие новости ты слышал?»
Уже?! Так быстро? Теперь вы понимаете, что речь идет не об Эдоме и Ишмаэле, а обо всех нас? (Ве-Игадта)
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону