«Дайте ее ему в жены» (34:8). Удивительные рассказы ходят о святом праведнике раве Арье Лейбе Сарасе. Главы того поколения в народе Израиля восхваляли его величие. Например, рав. Х. Й. Азулай свидетельствовал, что он действительно был святым человеком Б-жьим.
Рав Арье Лейб Сарас был назван по имени его матери Сары из-за того, что с ним произошло.
Его отец, рав Йосеф, жил в маленькой деревне и овдовел, лишившись жены, всего через несколько лет после свадьбы. Каждый день он приходил в дом еврея, который арендовал трактир у помещика деревни. Сам рав Йосеф зарабатывал на жизнь, обучая детей, а по четвергам зарезал кур для евреев той деревни.
Однажды сын помещика, нееврей, сообщил, что хочет жениться на пятнадцатилетней дочери еврея-арендатора. Сначала евреи думали, что это шутка, но сын помещика дал понять всем, что его намерения серьезны, и если ему не позволят сделать это, он устроит казнь девушке и всем евреям деревни.
Собрались арендатор со своей женой и дочерью вместе с раби Йосефом, учителем, чтобы обсудить, что можно сделать. Сразу было ясно, что никакое решение не успокоит сына помещика, который, по всей видимости, сошел с ума. Одно лишь могло вывести его из этого безумия — только если он услышит, что дочь арендатора уже вышла замуж за кого-то другого. Тогда он поймет, что опоздал, и оставит свою затею.
Молодая девушка, которую звали Сара, встала и сказала, что для спасения всех евреев деревни она готова немедленно выйти замуж.
Оставалось только найти жениха. Вопрос состоял в том, где отыскать жениха в такой маленькой деревне. Ее жители устремили взгляды на овдовевшего раби Йосефа.
Раби Йосеф, бывший гораздо старше девушки, встал и сказал, что с ее согласия он готов жениться на ней. А она сразу и согласилась. Тут же на месте все было сделано.
От союза вдовца и этой девушки родился раби Арье Лейб Сарас. А чтобы возвестить великую праведность своей матери, которая была готова выйти замуж за вдовца, который был гораздо старше ее, он назвал себя по ее имени.
Раби Арье Лейб Сарас много занимался тем, что выкупал пленных, а также возвращал сердца заблуждающихся к их Отцу небесному. Однажды, накануне Йом Кипура, он пришел в маленькую деревушку и увидел, что вместе с ним там есть только девять евреев, и лишь одного не хватает для миньяна.
Спросил он у жителей, не припомнят ли они все же еще хоть одного еврея, который проживал бы в округе. Ему ответили, что по правде есть в деревне еще один еврей, и это — сам помещик, который отошел от религии десятки лет назад и женился на нееврейке.
«Эта его жена все еще жива?» — спросил праведник и получил отрицательный ответ.
«Есть ли у помещика дети от нее?» — продолжал он спрашивать. Ответили, что нет. Он попросил, чтобы ему показали, где находится дом помещика.
Стали евреи той деревни опасаться за свою участь и сказали раби Арье Лейбу, что если он пойдет к нему домой и постарается уговорить его придти на молитву, тот озлобится на них, и потом они сильно пострадают из-за этого.
Раби Арье Лейб успокоил их, дав обещание, что никакая беда не постигнет их.
Один из евреев пошел вместе с равом, чтобы показать ему, где находится дом. Страх перед помещиком был так велик, что как только двое дошли до места, откуда можно было увидеть его дом, проводник сразу же вернулся обратно, чтобы помещик не увидел его вместе с раби Арье Лейбом.
Подошел праведник ко входу в дом помещика. Стучать в дверь не стал, а сразу вошел. И вот, помещик стоит перед ним. Пока хозяин дома не спохватился и не позвал стражу, возвысил раби Арье Лейб свой голос и сказал: «Моя мать была готова выйти замуж за вдовца в возрасте, чтобы не стать женой сына помещика-нееврея, а ты женился на нееврейке?»
Помещик был потрясен этой неожиданной встречей и не мог произнести ни слова. Раби Арье Лейб продолжил кричать и стал сильнее упрекать его. Он упомянул приближающийся Йом Кипур — день возвращения к Б-гу.
Он объяснил помещику, что ничто не может устоять против раскаяния. А поскольку детей от той жены у него нет, ситуация не относится к «испорченному, которое нельзя исправить», и он может полностью вернуться к Б-гу.
Произошло невероятное. Сердце помещика не устояло перед обличением праведника, и он согласился придти в синагогу, чтобы дополнить миньян.
Молящиеся умолкли и онемели, увидев помещика в воротах синагоги. Но присмотревшись к его измученному виду, поняли, что произошло. Они знали, что раби Арье Лейб сумел сделать то, во что ни один из них не верил.
Они одели ему китель и талит, и весь день помещик стоял и молился с полным раскаянием. Он плакал с горечью о том, что разгневал Всесильного. Звуки его плача заставили содрогнуться молящихся, и они укрепились в тшуве, видя, что даже перед этим человеком, так много грешившим и преступавшим закон, врата раскаяния не запираются. (Бархи Нафши)
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.